По датам

2015

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Приказ минобразования Ставропольского края от 19.08.2015 N 1229-пр "О проведении на базе образовательных организаций Ставропольского края, на муниципальном и региональном уровнях Всероссийского конкурса сочинений в 2015 году"



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

ПРИКАЗ
от 19 августа 2015 г. № 1229-пр

О ПРОВЕДЕНИИ НА БАЗЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ, НА МУНИЦИПАЛЬНОМ И РЕГИОНАЛЬНОМ
УРОВНЯХ ВСЕРОССИЙСКОГО КОНКУРСА СОЧИНЕНИЙ В 2015 ГОДУ

В рамках реализации мероприятий, посвященных Году литературы в 2015 году, в соответствии с Положением о Всероссийском конкурсе сочинений, утвержденным Первым заместителем Министра образования и науки Российской Федерации Н.В. Третьяк 05 мая 2015 года, с целью возрождения традиций написания сочинения как самостоятельной творческой работы, в которой отражаются личностные, предметные и метапредметные результаты на разных этапах обучения и воспитания личности, обобщения, систематизации и распространения накопительного отечественной методикой эффективного опыта по обучению написанию сочинений и развития связной письменной речи обучающихся приказываю:

1. Провести на базе образовательных организаций Ставропольского края, на муниципальном и региональном уровнях Всероссийский конкурс сочинений в 2015 году с 25 сентября по 14 октября 2015 года.
2. Назначить ответственными за организацию и проведение в образовательных организациях Ставропольского края Всероссийский конкурс сочинений в 2015 году:
Чубову Ольгу Николаевну, начальника отдела общего образования министерства образования и молодежной политики Ставропольского края;
Хижнякову Ольгу Николаевну, проректора по информационно-методической работе государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования "Ставропольский краевой институт развития образования, повышения квалификация и переподготовки работников образования".
3. Утвердить:
3.1. Положение о проведении на базе образовательных организаций Ставропольского края, на муниципальном и региональном уровнях Всероссийского конкурса сочинений в 2015 году (приложение 1).
3.2. Положение о рабочих группах на базе образовательных организаций Ставропольского края, на муниципальном и региональном уровнях Всероссийского конкурса сочинений в 2015 году (приложение 2).
3.3. Положение о жюри на базе образовательных организаций Ставропольского края, на муниципальном и региональном уровнях Всероссийского конкурса сочинений в 2015 году (приложение 3).
4. Рекомендовать руководителям органов управления образованием администраций муниципальных районов и городских округов Ставропольского края довести данный приказ до сведения руководителей общеобразовательных организаций Ставропольского края.
5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя министра Лаврову Н.А.
6. Приказ вступает в силу со дня его подписания.

Министр
Е.Н.КОЗЮРА





Приложение 1
к приказу
министерства образования
и молодежной политики
Ставропольского края
от 19.08.2015 № 1229-пр

ПОЛОЖЕНИЕ
О ПРОВЕДЕНИИ НА БАЗЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ, НА МУНИЦИПАЛЬНОМ И РЕГИОНАЛЬНОМ
УРОВНЯХ ВСЕРОССИЙСКОГО КОНКУРСА СОЧИНЕНИЙ В 2015 ГОДУ

I. Общие положения

1. Настоящее Положение определяет порядок организации и проведения на базе образовательных организаций Ставропольского края, на муниципальном и региональном уровнях Всероссийского конкурса сочинений в 2015 году (далее - Конкурс), порядок участия и критерии отбора победителей Конкурса.
2. Учредителем Конкурса является Министерство образования и науки Российской Федерации.
3. Организатором Конкурса в Ставропольском крае является министерство образования и молодежной политики Ставропольского края.

3. Оператором Конкурса является государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Ставропольский краевой институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования" (далее - СКИРО ПК и ПРО).
4. Организационно-техническое и информационное обеспечение Конкурса в Ставропольском крае осуществляется рабочими группами Конкурса. Состав рабочих групп формируется и утверждается:
на базе образовательной организации администрацией образовательной организации;
на муниципальном уровне органами управления образованием муниципальных районов и городских округов Ставропольского края;
на региональном уровне министерством образования и молодежной политики Ставропольского края.
Функции и полномочия рабочих групп Конкурса определяются положением о рабочих группах Конкурса.

II. Цели и задачи Конкурса

5. Конкурс проводится в целях:
1) возрождения традиций написания сочинения как самостоятельной творческой работы, в которой отражаются личностные, предметные и метапредметные результаты на разных этапах обучения и воспитания личности;
2) обобщения, систематизации и распространения накопленного отечественной методикой эффективного опыта по обучению написанию сочинений и развитию связной письменной речи обучающихся.
6. Задачи Конкурса:
1) создать условия для самореализации обучающихся, повышения их социальной и творческой активности; выявить литературно одаренных обучающихся;
2) стимулировать их к текстотворчеству с целью получения нового личностного опыта;
3) способствовать формированию положительного отношения подрастающего поколения к русскому языку и литературе как важнейшим духовным ценностям; повышению в глазах молодежи престижа грамотного владения русским языком и знания художественной литературы;
4) привлечь внимание общественности к социально значимым проектам в области образования; к пониманию значимости функционально грамотного и творческого владения русским языком;
5) продемонстрировать заинтересованной общественности направления работы, ресурсы и достижения системы образования;
6) получить внешнюю оценку образовательного результата, закрепить в общественном сознании мысль о том, что система образования интегрирована в процесс решения общегосударственных гуманитарных проблем;
7) способствовать решению педагогических задач развития связной письменной речи обучающихся, распространению эффективных педагогических методик и практик в области развития письменной речи обучающихся, в том числе обучения написанию сочинений.

III. Участники Конкурса

7. Участниками Конкурса являются обучающиеся государственных, муниципальных и частных общеобразовательных организаций края, обучающиеся организаций среднего профессионального образования края.
8. Конкурс проводится среди 4 возрастных групп:
1 возрастная группа - обучающиеся 4 - 5 классов;
2 возрастная группа - обучающиеся 6 - 7 классов;
3 возрастная группа - обучающиеся 8 - 9 классов;
4 возрастная группа - обучающиеся 10 - 11 классов и обучающиеся организаций среднего профессионального образования.
В конкурсе на лучшее сочинение могут принимать участие следующие категории детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ):
с нарушениями зрения (слепые и слабовидящие);
с нарушениями слуха (дети, прошедшие кохлеарную имплантацию, слабослышащие, глухие и позднооглохшие);
с нарушениями опорно-двигательного аппарата (далее - НОДА);
с расстройствами аутистического спектра (далее - РАС) и др.
При условии успешного освоения ими предметных и метапредметных компетенций предметной области "Филология (русский язык и литература)".
9. Участие в Конкурсе добровольное.
10. Языком Конкурса является русский язык - государственный язык Российской Федерации.
11. Информация о проведении Конкурса размещается соответственно на сайтах образовательных организаций, органов управления образованием муниципальных районов и городских округов Ставропольского края и министерства образования и молодежной политики Ставропольского края.
12. Министерство образования и молодежной политики Ставропольского края имеет право использовать конкурсные материалы в некоммерческих целях (репродуцировать в целях рекламы Конкурса, в методических и информационных изданиях, для освещения в средствах массовой информации, в учебных целях) на основе согласия конкурсантов. Конкурсанты соглашаются с безвозмездной публикацией их работ или фрагментов работ любым способом и на любых носителях по усмотрению министерства образования и молодежной политики Ставропольского края с обязательным указанием авторства работ.


VI. Тематические направления Конкурса
и жанры конкурсных работ

13. В соответствии с целями и задачами Конкурса определены следующие тематические направления, в рамках которых участники Конкурса будут писать конкурсные работы:
1) Жизнь и творчество А.С. Грибоедова;
2) Жизнь и творчество М.А. Шолохова;
3) Юбилей первой публикации книги "Басни" И.А. Крылова;
4) 175 лет роману М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени";
5) Великая отечественная война в художественной литературе;
6) Великая Отечественная война в истории моей семьи;
7) Меценатская деятельность предпринимателей Ставропольского края.
14. Тему конкурсной работы участник Конкурса формулирует самостоятельно в рамках выбранного им тематического направления и выбранного жанра конкурсной работы.
15. Жанры конкурсных работ: рассказ, сказка, письмо, заочная экскурсия, очерк, слово, эссе. Специфика тем и жанров конкурсных работ конкурсных работ приведена в приложении 1 к настоящему Положению.

VII. Требования к конкурсным работам

16. Каждый участник имеет право представить на Конкурс одну работу.
17. Участники Конкурса выполняют работу самостоятельно на русском языке в прозе, поэтические тексты не рассматриваются.
18. К Конкурсу допускаются работы, оформленные в формате А4 с полями, в объеме:
4 - 5 класс - 1 - 2 страниц рукописного текста;
6 - 7 класс - 2 - 3 страниц рукописного текста;
8 - 9 класс - 2 - 3 страниц рукописного текста;
10 - 11 класс и обучающиеся организаций среднего профессионального образования - не более 4 страниц рукописного текста.
19. К оценке членам жюри Конкурса не допускаются работы, имеющие помарки, зачеркивания и механические воздействия.
20. Требования к оформлению конкурсных работ содержатся в приложение 2 к настоящему Положению.

VIII. Сроки проведения Конкурса

21. Конкурс проводится в четыре этапа:
21.1. Первый этап Конкурса проводится на базе образовательных организаций с 1 по 25 сентября 2015 года.
21.1.1. Каждый обучающихся, желающий принять участие в конкурсе, с помощью учителя, обеспечивающего педагогическое сопровождение детей - участников Конкурса, должен подготовить и представить в рабочую группу первого этапа Конкурса заявку на участие в конкурсе по форме в соответствии с приложением 3 к настоящему Положению.
21.1.2. Во время написания конкурсной работы разрешается использовать подготовленный заранее цитатник (по определенному тематическому направлению). Допускается наличие в аудитории орфографических словарей и справочников по русскому языку.
21.1.3. Во время написания конкурсной работы:
для обучающихся 4 - 5 классов: 2 астрономических часа (120 минут);
для обучающихся 6 - 7 классов: 3 астрономических часа (180 минут);
для обучающихся 8 - 9 классов: 3 астрономических часа (180 минут);
для обучающихся 10 - 11 классов и обучающихся организаций среднего профессионального образования: 4 астрономических часа (240 минут).
Для всех детей с ОВЗ необходимо предусмотреть увеличение времени работы над сочинением, в среднем на 1 - 1,5 часа (особенно для слепых и обучающихся с НОДА), необходимость которого обусловлена более медленным темпом фиксации записи. Для детей с РАС возможно присутствие тьютора и наличие дополнительного перерыва.
21.1.4. Работы выполняются обучающимися в письменном виде гелевой ручкой с чернилами черного цвета.
21.1.5. Организационно-техническое обеспечение Конкурса:
1) выделение аудиторий;
2) обеспечение участников Конкурса комплектом заданий;
3) ознакомление участников Конкурса с правилами выполнения заданий;
4) обеспечение участников Конкурса писчебумажными принадлежностями (бумагой для черновика и чистовика с печатью; ручками с чернилами черного цвета);
5) при организации Конкурса для детей с ОВЗ необходимы следующие специальные условия:
для детей с нарушением зрения - наличие соответствующего режима освещения и эргономических требований к условиям работы. Допускается выполнение работы с использованием шрифта Брайля с последующим переводом сочинения тифлопереводчиком или использование (при наличии соответствующих навыков) Брайлевского дисплея;
для детей с нарушениями слуха - наличие звукоусиливающей аппаратуры (в соответствии с показаниями) или сурдопереводчика;
для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата при наличии нарушений моторики рук могут использоваться электронные носители, включая специальные девайсы и периферию, специально разработанные для данной категории учащихся.
21.1.6. Перед началом работы для участников Конкурса представителями рабочей группы проводится инструктаж по вопросам оформления конкурсных работ.
21.1.7. Во время написания конкурсных работ на базе образовательной организации члены рабочей группы находятся в аудиториях и обеспечивают соблюдение порядка и правил участия в Конкурсе.
21.1.8. По окончании написания конкурсной работы участник сдает ее членам рабочей группы первого этапа Конкурса. Рабочая группа передает все конкурсные работы председателю жюри Конкурса очного этапа.
21.1.9. Конкурсные работы хранятся в сейфе.
21.1.10. Члены жюри в установленный срок проводят оценку конкурсных работ по критериям, утвержденным настоящим Положением.
21.1.11. Оцененные работы членами жюри передаются в рабочую группу. Члены рабочей группы первого этапа Конкурса на основании протокола работы жюри составляют рейтинговые списки участников Конкурса и в соответствии с полученными результатами выявляют лучшие работы из расчета 25 процентов от общего количества работ участников Конкурса, которые прошли процедуру оценивания жюри. Авторы лучших работ получают статус победителей первого этапа Конкурса.
21.2. На второй этап - муниципальный до 5 октября 2015 года передается не более 4 работ из числа лучших работ участников Конкурса от каждой образовательной организации (по одной работе от каждой возрастной группы), занявших первые строчки рейтинговых списков первого этапа Конкурса.
21.2.1. Отобранные работы передаются председателем рабочей группы образовательной организации первого этапа Конкурса председателю рабочей группы муниципального уровня Конкурса. На муниципальный уровень представляются оригиналы работ.
21.2.2. Порядок проведения муниципального этапа Конкурса:
1) второй этап Конкурса (муниципальный) проводится в заочной форме до 5 октября 2015 года;
2) председатель рабочей группы второго этапа Конкурса передает работы участников (сканированные копии), полученные от председателей рабочих групп образовательных организаций первого этапа Конкурса, председателю жюри муниципального уровня Конкурса. Конкурсные работы хранятся в сейфе. Члены жюри в установленный срок проводят оценку конкурсных работ по критериям, утвержденным настоящим Положением;
3) доступ к работам участников дается только членам жюри Конкурса, которые оценивают конкурсные работы;
4) оцененные членами жюри работы передаются председателю рабочей группы муниципального этапа Конкурса. Члены рабочей группы муниципального этапа Конкурса на основании протокола работы жюри составляют рейтинговые списки участников Конкурса и в соответствии с полученными результатами выявляют лучшие работы из расчета 20 процентов от общего количества работ участников Конкурса, которые прошли процедуру оценивания жюри. Авторы лучших работ получают статус победителей второго (муниципального) этапа Конкурса;
5) председатель рабочей группы муниципального этапа Конкурса передает председателю рабочей группы третьего (регионального) этапа Конкурса 4 работы из числа лучших (по одной работе от каждой возрастной группы), занявшие первые строчки рейтинговых списков второго этапа Конкурса.
21.3. На третий региональный этап представляются оригиналы работ и сканированные электронные копии в формате PDF, тип изображения ЧБ, разрешение 600 dpi, объемом не более 3 МБ.
21.3.1. Порядок проведения регионального этапа Конкурса:
1) Региональный этап Конкурса проводится в заочной форме до 15 октября 2015 года.
2) Председатель рабочей группы третьего регионального этапа Конкурса передает оригиналы работ участников, полученные от председателей рабочих групп муниципального этапа Конкурса, председателю жюри регионального этапа Конкурса.
3) Конкурсные работы хранятся в сейфе. Члены жюри в установленный срок проводят оценку конкурсных работ по критериям, утвержденным настоящим Положением.
4) Доступ к работам участников дается только членам жюри Конкурса, которые оценивают конкурсные работы.
5) Оцененные членами жюри работы передаются председателю рабочей группы регионального этапа Конкурса. Члены рабочей группы регионального этапа Конкурса на основании протокола работы жюри составляют рейтинговые списки участников Конкурса и в соответствии с полученными результатами выявляют лучшие работы из расчета 20 процентов от общего количества работ участников Конкурса, которые прошли процедуру оценивания жюри. Авторы лучших работ получают статус победителей третьего этапа (регионального) Конкурса.
6) Члены жюри регионального этапа Конкурса отбирают из выявленных лучших работ 4, занявшие первые строчки рейтинговых списков третьего (регионального) этапа Конкурса (по 1 работе от каждой возрастной группы участников).
7) В срок до 15 октября 2015 года председатель рабочей группы регионального уровня Конкурса передает председателю рабочей группы четвертого (федерального) этапа Конкурса 4 работы из числа лучших (по одной работе от каждой возрастной группы), занявшие первые строчки рейтинговых списков третьего этапа Конкурса.
21.4. На четвертый (федеральный этап) представляются работы в сканированном виде в формате PDF (тип изображения ЧБ, разрешение 600 dpi, объемом не более 3 МБ).
Конкурсные работы размещаются рабочей группой регионального уровня на сайте Конкурса до 27 октября 2015 года (включительно).
22. На всех этапах Конкурса не подлежат рассмотрению работы, подготовленные с нарушением требований к их оформлению или с нарушением сроков представления.


VI. Критерии оценивания конкурсных работ

23. Оценивание конкурсных работ осуществляется по следующим критериям:
1) соответствие сочинения тематическим направлениям конкурса, формулировка темы сочинения;
2) соблюдение базовых характеристик жанра сочинения (в зависимости от выбранного жанра);
3) композиция сочинения;
4) авторское восприятие тематики и проблематики сочинения;
5) художественность сочинения.
24. Критерии, показатели оценки и их выражение в баллах представлены в приложении 4.
25. Конкурсные работы участников каждой возрастной группы оцениваются отдельно.
26. Каждая конкурсная работа должна быть проверена и подписана не менее чем тремя членами жюри. Проверка работ производится с учетом возрастной группы участника.
Форма листа оценивания работы участника Конкурса приведена в приложении 5 к настоящему Положению.
Образец протокола оценивания работ участников Конкурса всех этапов приведен в приложении 6 к настоящему Положению.
27. Протокол проверки конкурсных работ должен быть подписан не менее чем тремя членами жюри и Председателем жюри.
28. Итоговый балл за каждую работу выставляется как среднее арифметическое от баллов, выставленных каждым проверяющим. Рекомендуется дополнительная проверка работ, получивших высокие баллы и оказавшихся в верхней части итогового рейтинга.

VII. Подведение итогов Конкурса

30. Работы, участвующие в Конкурсе, оцениваются членами жюри соответствующего этапа Конкурса в соответствии с критериями и методикой оценки, утвержденными данными Положением.
31. Члены рабочей группы соответствующего этапа Конкурса на основании протоколов работы жюри составляют рейтинговые списки участников по возрастным группам. На основании полученных результатов выявляются победители соответствующего этапа Конкурса.
32. Победители Конкурса определяются на основании результатов оценивания конкурсных работ жюри каждого этапа.
33. Победители каждой возрастной группы будут награждены дипломами победителя соответствующего этапа Конкурса, остальные участники - дипломами участника соответствующего этапа Конкурса.
34. Объявление результатов Конкурса и награждение победителей федерального этапа Конкурса осуществляются на торжественном мероприятии в Москве.
35. Работы победителей размещаются на официальном сайте Конкурса.





Приложение 1
к Положению
о проведении очного
(на базе образовательной организации),
муниципального и регионального
этапов Всероссийского конкурса
сочинений в Ставропольском крае
в 2015 году

СПЕЦИФИКА
ТЕМ И ЖАНРОВ КОНКУРСНЫХ РАБОТ

I. Обоснование специфики тематики

Поскольку 2015 год объявлен в России Годом литературы, тематика конкурса посвящена российским поэтам и писателям, чьи юбилейные даты отмечаются в 2015 году, а также юбилеям литературных произведений.
В 2015 году в России отмечается 70-летие Победы в Великой Отечественной войне, поэтому эта тема также включена в тематику конкурсных работ. Сочинения в рамках данной темы могут быть посвящены книгам о войне, творчеству писателей и поэтов-фронтовиков, военным событиям в истории региона, города или населенного пункта, мемориалу Великой Отечественной войны, установленному на родине участника Конкурса, страницам войны в истории одной семьи, рассказу о конкретном человеке - участнике боевых действий или работнике тыла, рассказу о военном детстве членов семьи.
Еще одной темой Конкурса является история российского предпринимательства, а именно - вклад российских предпринимателей в культуру России. В рамках этой темы участник может выбрать рассказ об одном из предпринимателей-меценатов - уроженцев своего края о том, какой вклад внесли они в культуру, или рассказ об одном из учреждений культуры (музее, театре, библиотеке), основанию которого способствовали предприниматели-меценаты.

II. Формулировки тем в разных жанрах
по тематическим направлениям:

Тему конкурсной работы участник Конкурса формулирует самостоятельно в зависимости от выбранного тематического направления и выбранного жанра конкурсной работы. В этом случае содержание работы будет внутренне мотивированно, что, в свою очередь, может обеспечить оригинальность и самостоятельность работы, стимулировать творчество. Кроме того, самостоятельно сформулированная тема будет еще одним показателем развития текстовой компетенции, поэтому в критерии оценивания конкурсных работ внесен соответствующий критерий.
Примеры формулировок тем в разных жанрах по тематическим направлениям:
"История моего знакомства с .... (писателем или произведением)". Жанр - рассказ.
"О чем книги говорят по ночам". Жанр - сказка.
"Здравствуй, будущий читатель .... (писателя или произведения)". Жанр - письмо.
"Где ты, где ты, отчий дом?" На родине С.А. Есенина". Жанр - заочная экскурсия.
"Не гаснет памяти свеча". "Севастопольские рассказы Л.Н. Толстого". Жанр - очерк.
"Слово о Грибоедове". Жанр - слово.
"Человек всегда был и будет самым любопытнейшим явлением для человека" (Белинский) (размышления о романе, например, "Братья Карамазовы" Ф.М. Достоевского" или "Господа Головлевы" М.Е. Салтыкова-Щедрина"). Жанр - эссе.
"...Что есть красота и почему ее обожествляют люди?" (размышления, навеянные стихотворением Н.А. Заболоцкого "Некрасивая девочка"). Жанр - эссе.
"В нашем городе есть памятник..." (о памятнике, посвященном Великой Отечественной войне). Жанр - очерк, заочная экскурсия.
"История страны - это история людей" (о конкретном человеке или семье в годы ВОВ). Жанр - рассказ, очерк.
"Театральный музей - дело жизни А.А. Бахрушина". Жанр - заочная экскурсия, рассказ, эссе, слово.
Данные примеры формулировок являются ориентировочными. Использование их в неизменном виде на Конкурсе повлечет за собой понижение общего балла.

III. Жанры конкурсных работ

Рассказ
1. Небольшое повествовательное прозаическое литературное произведение, содержащее развернутое и законченное повествование о каком-либо отдельном событии, случае, житейском эпизоде.
2. Небольшое прозаическое произведение в основном повествовательного характера, композиционно сгруппированное вокруг отдельного эпизода, характера.
3. Небольшое по объему произведение, содержащее малое количество действующих лиц, а также, чаще всего, имеющее одну сюжетную линию.
Сказка
1. Повествовательное литературное произведение о вымышленных лицах и событиях с установкой на фантастический вымысел.
2. Повествовательное, народно-поэтическое или авторское художественное произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил.
3. Повествовательный жанр с волшебно-фантастическим сюжетом, с персонажами реальными и (или) вымышленными, с действительностью реальной и (или) сказочной, в которой по воле автора поднимаются эстетические, моральные, социальные проблемы всех времен и народов.
Письмо
1. Эпистолярный жанр литературы, обращение автора к определенному лицу с постановкой какого-либо важного вопроса.
2. Жанр публицистики, предполагающий обращение автора к широкому кругу читателей с целью привлечения внимания к какому-либо факту или явлению действительности.
Заочная экскурсия
1. Разновидность текста-описания, объектом которого является какая-либо достопримечательность.
2. Разновидность очерка, посвященного какому-либо историко-культурному памятнику, в котором в равных долях присутствуют элементы описания, повествования и рассуждения.
Очерк
1. Небольшое литературное произведение, дающее краткое выразительное описание чего-либо.
2. В художественной литературе одна из разновидностей рассказа, отличается большей описательностью, затрагивает преимущественно социальные проблемы. Публицистический, в том числе документальный очерк излагает и анализирует реальные факты и явления общественной жизни, как правило, в сопровождении прямого их истолкования автором.
3. Литературный жанр, отличительным признаком которого является художественное описание по преимуществу единичных явлений действительности, осмысленных автором в их типичности. В основе очерка, как правило, лежит непосредственное изучение автором своего объекта. Основной признак очерка - писание с натуры.
Слово
1. Жанр ораторской прозы и публицистики.
2. Литературное произведение в форме ораторской речи, проповеди или послания; повествование, рассказ.
3. В древнерусской литературе - название произведений поучительного характера, "учительная проза" риторико-публицистического характера. Чаще всего "слово похвальное" требовало изустного произнесения, но, создаваясь заранее (в письменном варианте), оставалось в национальной культуре письменным произведением.
Эссе
1. Жанр критики, литературоведения, характеризующийся свободной трактовкой какой-либо проблемы.
2. Разновидность очерка, в котором главную роль играет не воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий и ассоциаций.
3. Прозаический этюд, представляющий общие или предварительные соображения о каком-либо предмете или по какому-либо поводу.
4. В современном литературоведении - очерк или статья, насыщенные теоретическими, философскими размышлениями.





Приложение 2
к Положению
о проведении очного
(на базе образовательной организации),
муниципального и регионального
этапов Всероссийского конкурса
сочинений в Ставропольском крае
в 2015 году

ОБРАЗЕЦ
ОФОРМЛЕНИЯ КОНКУРСНОЙ РАБОТЫ

Участник Всероссийского конкурса сочинений выполняет работу очно, на базе своей образовательной организации, в день, установленный рабочей группой 1 этапа Конкурса, в срок, определенный Положением о Конкурсе (до 25 сентября 2015 года).
Работа выполняется на типовом бланке. (Образец заполнения и бланк прилагаются.) Наличие цветного принтера для распечатки бланков не обязательно.
Конкурсное сочинение представляет собою рукописный текст (за исключением случаев, предусмотренных для участников с ограниченными возможностями здоровья, которые описаны в соответствующих методических рекомендациях).
Все страницы чистовика должны быть проштампованы внизу справа печатью образовательной организации.
Титульный лист чистовика оформляется отдельно и не входит в количество страниц, определенное в качестве рекомендуемого объема конкурсной работы.
Титульный лист чистовика должен иметь в верхнем левом углу логотип Всероссийского конкурса сочинений (Интернет-страница Конкурса: http://www.apkpro.ru/baners_vks.html).
Название субъекта Российской Федерации, населенного пункта и образовательной организации заполняется на компьютере членами Рабочей группы Конкурса очного этапа. Остальные строки участник под контролем организатора аудитории или другого ответственного лица согласно Положению о рабочей группе очного I (на базе образовательной организации) этапа заполняет самостоятельно печатными буквами.
Работа выполняется с одной стороны листа, вторая остается пустой (для удобства сканирования).
Страницы конкурсной работы должны быть пронумерованы, номера страниц проставляются снизу посередине.
Работа выполняется темно-синими чернилами (для удобства сканирования и последующего типографского воспроизведения, если работа войдет в итоговый сборник сочинений-победителей).
Иллюстрирование конкурсных работ автором не возбраняется (на полях или отдельном листе А4).

Конкурсная работа

Субъект РФ ____________________________________________________________

Город (населенный пункт) ______________________________________________

Полное название образовательной организации ___________________________

Ф.И.О. (полностью) участника Конкурса _________________________________

Класс (курс), в (на) котором обучается участник _______________________

Тематическое направление ______________________________________________

Тема сочинения ________________________________________________________

Жанр сочинения ________________________________________________________
--------------------------------
<1> Выделенные желтым маркером разделы титульного листа оформляются заранее членами рабочей группы 1 этапа Конкурса в печатном виде. Остальные в рукописном виде заполняет сам участник Конкурса.

Образец оформления

Конкурсная работа

Субъект Российской Федерации
Республика Карелия
_______________________________________________________________________
Город (населенный пункт)
с. Покровка Октябрьского района
_______________________________________________________________________
Полное название образовательной организации
МБОУ "Средняя общеобразовательная школа"
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
Ф.И.О. (полностью) участника Конкурса
Савельев Егор Ринатович
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
Класс (курс), в (на) котором обучается участник
10а
_______________________________________________________________________
Тематическое направление
Сатирический роман М.Е. Салтыкова-Щедрина "История одного города"
_______________________________________________________________________
Тема сочинения
"В России две напасти: внизу власть тьмы, а наверху тьма власти"
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
Жанр сочинения
Эссе
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________





Приложение 3
к Положению
о проведении очного
(на базе образовательной организации),
муниципального и регионального
этапов Всероссийского конкурса
сочинений в Ставропольском крае
в 2015 году

ОБРАЗЕЦ РЕГИСТРАЦИОННОЙ ЗАЯВКИ НА УЧАСТИЕ
ВО ВСЕРОССИЙСКОМ КОНКУРСЕ СОЧИНЕНИЙ В 2015 ГОДУ

ЗАЯВКА
на участие во Всероссийском конкурсе сочинений <*>

Наименование субъекта Российской Федерации

Наименование муниципального образования

Ф.И.О. (полностью) участника Конкурса

Класс (курс), в (на) котором обучается участник

Почтовый адрес участника

Электронная почта участника

Контактный телефон участника

Ф.И.О. (полностью) учителя, обеспечивающего педагогическое сопровождение участника Всероссийского конкурса сочинений

Контактный телефон учителя, обеспечивающего педагогическое сопровождение участника Всероссийского конкурса сочинений

Электронная почта учителя, обеспечивающего педагогическое сопровождение участника Всероссийского конкурса сочинений

Полное название образовательной организации

Почтовый адрес образовательной организации (с индексом)

Электронная почта образовательной организации

Телефон образовательной организации (с кодом населенного пункта)

Согласие участника (законного представителя) на обработку персональных данных и публикацию конкурсного материала

Подпись участника Конкурса

Подпись руководителя образовательной организации (Ф.И.О.)


--------------------------------
<*> Работы выполняются обучающимися в письменном виде гелевой ручкой с чернилами черного цвета.





Приложение 4
к Положению
о проведении очного
(на базе образовательной организации),
муниципального и регионального
этапов Всероссийского конкурса
сочинений в Ставропольском крае
в 2015 году

ПОКАЗАТЕЛИ
ОЦЕНКИ ПО КРИТЕРИЯМ И ИХ ВЫРАЖЕНИЕ В БАЛЛАХ

N
Критерий
Показатели
Оценка в баллах
1
2
3
4
1.
Формулировка темы сочинения и соответствие сочинения тематическим направлениям Конкурса
1.1. Соответствие сочинения одному из тематических направлений Конкурса
1 - 5
1.2. Знание литературного материала, входящего в тематику Конкурса
1 - 5
1.3. Оригинальность формулировки темы сочинения
1 - 5
1.4. Адекватность темы сочинения выбранному жанру
1 - 5
1.5. Соответствие темы и содержания
1 - 5
2.
Соблюдение базовых характеристик жанра сочинения (в зависимости от выбранного жанра)
2.1. Наличие в сочинении признаков выбранного жанра
1 - 5
2.2. Соответствие содержания сочинения выбранному жанру
1 - 5
3.
Композиция сочинения
3.1. Цельность, логичность и соразмерность композиции сочинения
1 - 5
3.2. Соответствие композиции выбранному жанру
1 - 5
3.3. Соответствие композиции содержанию
1 - 5
4.
Авторское восприятие тематики и проблематики сочинения
4.1. Заинтересованность автора в рассматриваемых вопросах и проблемах
1 - 5
4.2. Соотнесенность содержания работы с личностным интеллектуальным и эмоционально-эстетическим опытом
1 - 5
4.3. Воплощение в работе собственной читательской и человеческой позиции
1 - 5
5.
Художественность сочинения
5.1. Богатство лексики
1 - 5
5.2. Разнообразие синтаксических конструкций
1 - 5
5.3. Использование тропов (эпитет, сравнение, метафора, олицетворение, аллегория, гипербола и другие) и стилистических фигур (антитеза, риторический вопрос, риторическое обращение, риторическое определение и другие)
1 - 5
5.4. Использование афоризмов, цитат, пословиц
1 - 5
5.5. Наличие оригинальных образов
1 - 5
5.6. Грамотность (наличие/отсутствие орфографических, пунктуационных, грамматических ошибок)
1 - 5

Максимальный балл
100 <*>





Приложение 5
к Положению
о проведении очного
(на базе образовательной организации),
муниципального и регионального
этапов Всероссийского конкурса
сочинений в Ставропольском крае
в 2015 году

Лист оценивания работы участника
Всероссийского конкурса сочинений

Ф.И.О. участника ____________________________________________________
Класс (курс) ________________________________________________________
Полное наименование образовательной организации _____________________
Тематическое направление ____________________________________________
Тема сочинения ______________________________________________________
Жанр сочинения ______________________________________________________

N
Критерий
Показатели
Оценка в баллах
1
2
3
4
1.
Формулировка темы сочинения и соответствие сочинения тематическим направлениям Конкурса
1.1. Соответствие сочинения одному из тематических направлений Конкурса

1.2. Знание литературного материала, входящего в тематику Конкурса

1.3. Оригинальность формулировки темы сочинения

1.4. Адекватность темы сочинения выбранному жанру

1.5. Соответствие темы и содержания

2.
Соблюдение базовых характеристик жанра сочинения (в зависимости от выбранного жанра)
2.1. Наличие в сочинении признаков выбранного жанра

2.2. Соответствие содержания сочинения выбранному жанру

3.
Композиция сочинения
3.1. Цельность, логичность и соразмерность композиции сочинения

3.2. Соответствие композиции выбранному жанру

3.3. Соответствие композиции содержанию

4.
Авторское восприятие тематики и проблематики сочинения
4.1. Заинтересованность автора в рассматриваемых вопросах и проблемах

4.2. Соотнесенность содержания работы с личностным интеллектуальным и эмоционально-эстетическим опытом

4.3. Воплощение в работе собственной читательской и человеческой позиции

5.
Художественность сочинения
5.1. Богатство лексики

5.2. Разнообразие синтаксических конструкций

5.3. Использование тропов (эпитет, сравнение, метафора, олицетворение, аллегория, гипербола и другие) и стилистических фигур (антитеза, риторический вопрос, риторическое обращение, риторическое определение и другие)

5.4. Использование афоризмов, цитат, пословиц

5.5. Наличие оригинальных образов

5.6. Грамотность (наличие/отсутствие орфографических, пунктуационных, грамматических ошибок)


Итог






Приложение 6
к Положению
о проведении очного
(на базе образовательной организации),
муниципального и регионального
этапов Всероссийского конкурса
сочинений в Ставропольском крае
в 2015 году

Образец Протокола оценивания работ участников
Всероссийского конкурса сочинений в 2015 году
на базе образовательной организации,
муниципальном и региональном уровнях

Дата составления:

4 - 5 классы
Ф.И.О. участника
Оценка члена жюри № 1
Оценка члена жюри № 2
Оценка члена жюри № 3
Итог










6 - 7 классы
Ф.И.О. участника
Оценка члена жюри № 1
Оценка члена жюри № 2
Оценка члена жюри № 3
Итог










8 - 9 классы
Ф.И.О. участника
Оценка члена жюри № 1
Оценка члена жюри № 2
Оценка члена жюри № 3
Итог










10 - 11 классы
Ф.И.О. участника
Оценка члена жюри № 1
Оценка члена жюри № 2
Оценка члена жюри № 3
Итог











Председатель жюри: ________________________/________________________
подпись расшифровка подписи


Члены жюри: № 1 ________________________/________________________
подпись расшифровка подписи
№ 2 ________________________/________________________
подпись расшифровка подписи
№ 3 ________________________/________________________
подпись расшифровка подписи
(печать)





Приложение 2
к приказу
министерства образования
и молодежной политики
Ставропольского края
от 19 августа 2015 г. № 1229-пр

ПОЛОЖЕНИЕ
О РАБОЧИХ ГРУППАХ НА БАЗЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ, НА МУНИЦИПАЛЬНОМ И РЕГИОНАЛЬНОМ
УРОВНЯХ ВСЕРОССИЙСКОГО КОНКУРСА СОЧИНЕНИЙ

I. Общие положения

1. Рабочие группы на базе образовательных организаций Ставропольского края, на муниципальном и региональном уровнях Всероссийского конкурса сочинений (далее - Конкурс) создаются в целях организации, проведения и подведения итогов Конкурса.
2. Рабочие группы Конкурса создаются на срок проведения Конкурса.
3. В своей деятельности рабочие группы Конкурса руководствуется федеральным законодательством, законодательством Ставропольского края и настоящим Положением.
4. Члены рабочих группы Конкурса осуществляют свою работу на общественных началах.

II. Состав рабочих групп

5. Состав рабочих групп Конкурса формируется из числа:
1) практикующих учителей русского языка и литературы;
2) представителей системы методической поддержки преподавания гуманитарных предметов (методистов, сотрудников системы повышения квалификации);
3) представителей администраций образовательных организаций;
4) представителей органов управления образованием.
Информация о рабочих группах размещается на сайтах образовательных организаций соответствующего уровня.
6. Составы рабочих групп Конкурса утверждаются соответственно приказами образовательной организации, органа управления образованием и министерства образования и молодежной политики Ставропольского края.
7. Общее число членов рабочих групп Конкурса должно составлять не менее 5 человек.
8. Организацию работы рабочих групп Конкурса осуществляют их председатели.

III. Функции рабочих групп

9. В рамки полномочий рабочих групп Конкурса:
9.1. На базе образовательных организаций и на муниципальном уровнях:
1) являются исполнительным органом Конкурса и несут ответственность за организацию Конкурса на соответствующем этапе;
2) осуществляют мероприятия по проведению Конкурса и подведению итогов;
3) обеспечивают условия участия в Конкурсе обучающихся государственных, муниципальных и частных общеобразовательных организаций, обучающихся организаций среднего профессионального образования, реализующих программы общего образования Российской Федерации, в том числе детей-инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
4) разрабатывают Программу проведения Конкурса в соответствии со сроками проведения Конкурса;
5) утверждают состав жюри Конкурса на соответствующем этапе;
6) обеспечивают организацию работы жюри Конкурса на соответствующем этапе;
7) составляют рейтинговые списки победителей по возрастным группам на основании итогов работы жюри;
8) рассматривают и утверждают итоги проведения Конкурса на соответствующих этапах;
9) разрабатывают процедуру награждения победителей Конкурса на соответствующих этапах;
10) осуществляют связи со средствами массовой информации с целью информационной поддержки и широкого освещения проведения Всероссийского конкурса сочинений.
9.2. На региональном уровне:
1) является исполнительным органом Конкурса и несет ответственность за организацию Конкурса;
2) осуществляет мероприятия по проведению Конкурса и подведению итогов;
3) разрабатывает Программу проведения Конкурса на заочном региональном этапе в соответствии со сроками проведения Конкурса;
4) из представленного списка тематических направлений с учетом региональной специфики выбирает не более 7 тематических направлений, в соответствии с которыми далее участники Конкурса создают конкурсные работы;
5) формирует состав жюри;
6) обеспечивает организацию работы жюри;
7) составляет рейтинговые списки победителей по возрастным группам на основании итогов работы жюри;
8) рассматривает и утверждает итоги проведения Конкурса на региональном этапе;
9) разрабатывает процедуру награждения победителей Конкурса на региональном этапе;
10) осуществляет связи со средствами массовой информации с целью информационной поддержки и широкого освещения проведения Всероссийского конкурса сочинений.

IV. Права и обязанности рабочих групп Конкурса

10. Рабочие группы Конкурса действуют на основе принципов гласности, открытости, "прозрачности" процедуры конкурсного отбора.
11. Члены рабочих групп Конкурса обязаны:
соблюдать требования федерального законодательства, законодательства Ставропольского края, нормативных правовых актов министерства образования и молодежной политики Ставропольского края и настоящего Положения;
руководствоваться профессиональными и этическими нормами; участвовать в заседаниях рабочих групп Конкурса.
12. Члены рабочих групп Конкурса имеют право:
вносить предложения по порядку работы рабочих групп Конкурса;
запрашивать и получать консультации по вопросам проведения Конкурса;
отказаться от работы в составе рабочих групп Конкурса, уведомив об этом председателя рабочей группы, в случаях возникновения "конфликта интересов".
13. В случае невозможности прибыть на заседание члены рабочих групп Конкурса уведомляют об этом председателей рабочих групп Конкурса не позднее чем за два дня до проведения заседания.





Приложение 3
к приказу
министерства образования
и молодежной политики
Ставропольского края
от 19.08.2015 № 1229-пр

ПОЛОЖЕНИЕ
О ЖЮРИ НА БАЗЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ СТАВРОПОЛЬСКОГО
КРАЯ, НА МУНИЦИПАЛЬНОМ И РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЯХ ВСЕРОССИЙСКОГО
КОНКУРСА СОЧИНЕНИЙ В 2015 ГОДУ

I. Общие положения

1. Жюри на базе образовательных организаций Ставропольского края, на муниципальном и региональном уровнях Всероссийского конкурса сочинений в 2015 году (далее - Конкурс) представляют собой консультативно-совещательный орган, задачей которого является рассмотрение представленных на конкурс работ и определение победителя.
2. Жюри Конкурса создаются на срок проведения Конкурса.
3. В своей деятельности жюри Конкурса руководствуется федеральным законодательством, законодательством Ставропольского края, нормативными правовыми актами министерства образования и молодежной политики Ставропольского края, а также настоящим Положением.
4. Члены жюри Конкурса на очном (на базе образовательной организации), заочном муниципальном и заочном региональном этапах осуществляют свою работу на общественных началах.

II. Состав жюри Конкурса

5. Состав жюри Конкурса по возможности формируется из числа (в примерном процентном соотношении):
1) практикующих учителей русского языка и литературы (50%);
2) представителей методических служб, системы повышения квалификации и педагогов высшей школы (30%);
3) представителей общественных организаций, чья деятельность соответствует тематике Конкурса (20%).
6. Требования к отбору членов жюри Конкурса:
1) наличие профессиональной квалификации, позволяющей обеспечить компетентный уровень оценивания конкурсных сочинений;
2) отсутствие личной заинтересованности в результатах проведения Конкурса (т.е. отсутствие родственников или учеников среди участников Конкурса на этапе, в рамках которого член жюри производит оценку конкурсных работ).
6. Составы жюри Конкурса утверждаются соответственно приказами образовательной организации, органов управления образованием и министерства образования и молодежной политики Ставропольского края.
7. Общее число членов жюри Конкурса должно составлять не менее 5 человек.
8. Организацию работы жюри Конкурса осуществляют их председатели.

III. Функции жюри Конкурса

9. В рамки полномочий жюри Конкурса:
1) члены жюри открытым общим голосованием избирают Председателя жюри;
2) жюри оценивает представленные на Конкурс работы в соответствии с утвержденными критериями;
3) каждую работу оценивают не менее 3 членов жюри методом случайной выборки;
4) жюри имеет право на снятие с Конкурса работ, имеющих признаки плагиата;
5) жюри определяет победителей и призеров Конкурса в соответствии с установленной квотой из числа конкурсантов, набравших наибольшее количество баллов;
6) жюри заполняет и подписывает протокол заседания жюри и рейтинговые списки;
7) жюри передает протоколы и оцененные конкурсные работы членам рабочей группы соответствующего этапа Конкурса.
10. Решения жюри принимаются большинством голосов, в случае равного количества голосов "за" и "против" решение принимается Председателем жюри. Принятые жюри решения считаются окончательными и пересмотру не подлежат. Апелляции не принимаются. При решении спорных вопросов к участию в работе жюри могут привлекаться рабочие группы.


------------------------------------------------------------------