Постановление избирательной комиссии Ставропольского края от 04.09.2015 N 172/1621-5 "О жалобе Алимовой С.Н."
ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 сентября 2015 г. № 172/1621-5
О ЖАЛОБЕ АЛИМОВОЙ С.Н.
03 сентября 2015 года в избирательную комиссию Ставропольского края из Центральной избирательной комиссии Российской Федерации поступила жалоба члена территориальной избирательной комиссии Минераловодского района с правом совещательного голоса Алимовой Светланы Николаевны (далее - Заявитель, ТИК, жалоба) на бездействие председателя ТИК, не предоставившего для ознакомления Заявителю документы кандидатов по выборам депутатов представительного органа Минераловодского городского округа Ставропольского края первого созыва, назначенных на 27 сентября 2315 года.
Считает, что действия председателя ТИК являются прямым нарушением прав Заявителя, как члена ТИК с правом совещательного голоса, которые оговорены пунктом 23 статьи 29 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 67-ФЗ).
В своей жалобе Заявитель указала следующее.
24 августа 2015 года Заявителем в ТИК были направлены заявления с просьбой 25 августа 2015 года выдать для ознакомления справки Сбербанка России, отражающие движения денежных средств по специальным избирательным счетам всех избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов в депутаты представительного органа Минераловодского городского округа Ставропольского края первого созыва по единому избирательному округу, и выдать заверенные копии следующих документов, поступивших в ТИК для регистрации кандидатов в депутаты представительного органа Минераловодского городского округа Ставропольского края первого созыва:
выписки из протокола XXIII Конференции Минераловодского местного отделения Всероссийской политической партии "Единая Россия" от 29.07.2015;
Решения № 2 XXIII Конференции Минераловодского местного отделения Всероссийской политической партии "Единая Россия" от 29.07.2015;
Решения № 1 Президиума Регионального политического совета Ставропольского регионального отделения Всероссийской политической партии "Единая Россия" от 28.07.2015 с Приложением № 2;
Решения № 3 Президиума Регионального политического совета Ставропольского регионального отделения Всероссийской политической партии "Единая Россия" от 26.01.2015.
Также 25 августа 2015 года Заявитель обратилась в ТИК с просьбой выдать заверенные копии постановлений ТИК о регистрации списков кандидатов в депутаты представительного органа Минераловодского городского округа Ставропольского края первого созыва по единому избирательному округу, выдвинутых следующими избирательными объединениями:
"Минераловодское местное отделение Ставропольского регионального отделения Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ";
"Ставропольское региональное отделение Политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России";
"Региональное отделение Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Ставропольском крае";
"Региональное отделение Политической партии "Рожденные в Союзе Советских Социалистических Республик" в Ставропольском крае".
28 августа 2015 года Заявителем в ТИК было направлено заявление с просьбой дать в письменном виде ответы о результатах рассмотрения вышеуказанных заявлений, поступивших в ТИК.
Председатель ТИК направил письменные пояснения по жалобе, просил рассмотреть жалобу в его отсутствие, пояснил следующее.
28 августа 2015 года Алимовой С.Н. ТИК дан ответ о том, что согласно части 7 статьи 20 Закона Ставропольского края от 26.06.2008 № 37-кз "О некоторых вопросах проведения выборов в органы местного самоуправления в Ставропольском крае" избирательная комиссия муниципального образования, окружная избирательная комиссия до дня голосования периодически направляют в средства массовой информации для опубликования сведения о поступлении и расходовании средств избирательных фондов. Редакции муниципальных периодических печатных изданий обязаны публиковать указанные сведения, передаваемые им комиссиями для опубликования, в течение трех дней со дня получения. Данные о движении денежных средств по специальным избирательным счетам всех кандидатов и избирательных объединений официально опубликованы в газете "Минеральные Воды" от 26.08.2015 № 34 (641). Одновременно было сообщено, что согласно части 3 статьи 19 ФЗ от 09.02.2009 № 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", при запросе информации о деятельности государственных органов, опубликованной в средствах массовой информации либо размещенной в сети "Интернет", в ответе на запрос государственный орган, орган местного самоуправления могут ограничиться указанием названия, даты выхода и номера средства массовой информации, в котором опубликована запрашиваемая информация, и (или) электронного адреса официального сайта, на котором размещена запрашиваемая информация.
По поводу выдачи Заявителю заверенных копий документов, представленных избирательным объединением "Единая Россия", ТИК 27 августа дан ответ о том, что с указанными документами Заявитель была ознакомлена. Представление заверенных копий документов, содержащих конфиденциальную информацию и персональные данные граждан, не предусмотрено действующим законодательством.
ТИК считает, что согласно пункту 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ "О персональных данных" (далее - Закон о персональных данных), обработка персональных данных должна осуществляться с соблюдением принципов и правил, предусмотренных данным федеральным законом. Обработка персональных данных допускается в случае, если обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных.
При этом, в соответствии со статьей 7 Закона о персональных данных, операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласия субъектов персональных данных на распространение персональных данных, содержащихся в указанных Заявителем документах, в ТИК не направлялось, следовательно, по мнению ТИК, Заявитель не может получить копии документов.
Что касается выдачи Заявителю заверенных копий постановлений ТИК о регистрации списков кандидатов в депутаты представительного органа Минераловодского городского округа Ставропольского края первого созыва по единому избирательному округу, выдвинутых избирательными объединениями, председатель ТИК считает, что согласно части 3 статьи 19 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", при запросе информации о деятельности государственных органов, опубликованной в средствах массовой информации либо размещенной в сети "Интернет", в ответе на запрос государственный орган, орган местного самоуправления могут ограничиться указанием названия, даты выхода и номера средства массовой информации, в котором опубликована запрашиваемая информация, и (или) электронного адреса официального сайта, на котором размещена запрашиваемая информация, поэтому Заявитель могла получить указанные постановления на официальном сайте Минераловодского муниципального района в сети Интернет по адресу http://www.min-vodi.ru/home/4546.html.
Изучив материалы и документы, представленные в избирательную комиссию Ставропольского края, избирательная комиссия Ставропольского края установила следующее.
Согласно пункту 1 статьи 3 Закона о персональных данных к персональным данным относится любая информация, относящаяся прямо или косвенно к определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных). Статьей 7 этого же Закона о персональных данных на операторов и иных лиц, получивших доступ к персональным данным, возложена обязанность по обеспечению конфиденциальности персональных данных, их распространение без согласия субъекта персональных данных не допускается, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Федеральный закон № 67-ФЗ, определяя основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации, установил особый правовой режим предоставления избирательной документации.
Так, в соответствии с подпунктом "г" пункта 23 статьи 29 Федерального закона № 67-ФЗ член избирательной комиссии с правом совещательного голоса вправе знакомиться с документами и материалами (в том числе со списками избирателей, участников референдума, с подписными листами, финансовыми отчетами кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, бюллетенями) непосредственно связанными с выборами, референдумом, включая документы и материалы, находящиеся на машиночитаемых носителях, соответствующей и нижестоящих комиссий и получать копии этих документов и материалов (за исключением бюллетеней, открепительных удостоверений, списков избирателей, участников референдума, подписных листов, иных документов и материалов, содержащих конфиденциальную информацию, отнесенной к таковой в порядке, установленном федеральным законом), требовать заверения указанных копий.
Таким образом, член избирательной комиссии с правом совещательного голоса не вправе получать копии с избирательных бюллетеней, открепительных удостоверений, списков избирателей, подписных листов, иных документов и материалов, содержащих конфиденциальную информацию, отнесенную к таковой в порядке, установленном федеральным законом, либо требовать заверения указанных копий, а также не вправе делать какие-либо выписки (записи) из указанных документов.
Понятие конфиденциальности информации определяется Федеральным законом "Об информации, информационных технологиях и защите информации", устанавливающим, что конфиденциальность - обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя.
Указом Президента Российской Федерации от 6 марта 1997 года № 188 утвержден Перечень сведений конфиденциального характера, в соответствии с которым к сведениям конфиденциального характера в отношении физических лиц, в частности, относятся сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные, которыми в соответствии с Федеральным законом "О персональных данных" являются: сведения о фамилии, имени, отчестве, дате рождения, адресе места жительства, о номере, о дате выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, и об органе, выдавшем указанный документ или иной документ, удостоверяющий личность физического лица, сведения о банковских счетах индивидуальных предпринимателей), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях.
В целях обеспечения гарантий по информационному обеспечению информирования избирателей избирательные комиссии, организующие выборы, руководствуясь пунктом 2 статьи 30 Федерального закона № 67-ФЗ, доводят до них сведения о кандидатах, представленные при их выдвижении, в том числе через средства массовой информации (далее - СМИ) в объеме и в сроки, которые установлены законом. При этом не подлежат публикации серия и номер паспорта кандидата или документа, заменяющего паспорт гражданина, дата его выдачи, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, а вместо адреса места жительства кандидата указывается наименование субъекта Российской Федерации, района, города или иного населенного пункта, где находится его место жительства.
Таким образом, доводы ТИК о разглашении информации, доступ к которой ограничен федеральным законом, не основаны на законе.
Документы, копии которых просила Заявитель, не содержат сведений конфиденциального характера, и действия ТИК по невыдаче копий члену ТИК с правом совещательного голоса не основано на нормах избирательного законодательства, т.е. неправомерны.
Что касается невыдачи заверенных копий постановлений ТИК, то, учитывая, что в соответствии с пунктом 25 ст. 29 Федерального закона № 67-ФЗ член комиссии с правом совещательного голоса в период, на который распространяются его полномочия, обладает установленными пунктом 23 ст. 29 Федерального закона № 67-ФЗ правами, связанными с подготовкой и проведением всех выборов и референдумов, в проведении которых принимает участие данная комиссия, он вправе запросить копии постановлений и требовать заверения указанных копий.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 75 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", избирательная комиссия Ставропольского края постановила:
1. Жалобу С.Н. Алимовой удовлетворить. Бездействие территориальной избирательной комиссии Минераловодского района признать незаконным.
2. Обязать территориальную избирательную комиссию Минераловодского района принять решение по существу в соответствии с законодательством и незамедлительно выдать С.Н. Алимовой документы, указанные в жалобе.
3. Предупредить территориальную избирательную комиссию Минераловодского района об ответственности, предусмотренной пунктом "б" пункта 1 статьи 31 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", в случае неисполнения настоящего постановления.
4. Указать территориальной избирательной комиссии Минераловодского района на необходимость повышения качества работы.
5. Направить настоящее постановление Алимовой С.Н. и в территориальную избирательную комиссию Минераловодского района.
6. Разместить настоящее постановление на сайте избирательной комиссии Ставропольского края в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Председатель
Е.В.ДЕМЬЯНОВ
Секретарь
О.А.МАЛЬЦЕВА
------------------------------------------------------------------