Письмо министерства здравоохранения Ставропольского края от 07.04.2015 N 01-13/2542 "О повышении доступности анальгетической терапии"
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
ПИСЬМО
от 7 апреля 2015 г. № 01-13/2542
О ПОВЫШЕНИИ ДОСТУПНОСТИ АНАЛЬГЕТИЧЕСКОЙ ТЕРАПИИ
Руководителям медицинских и аптечных
организаций Ставропольского края
Минздравом Ставропольского края (далее - МЗ СК) по итогам селекторных совещаний Минздрава России (от 07.10.2014 и от 01.04.1015) и с учетом замечаний Росздравнадзора проведен анализ доступности анальгетической терапии в медицинских организациях края. При анализе выявлен целый ряд нарушений, допущенных как медицинскими, так и фармацевтическими специалистами.
Как уже указывалось в письме МЗ СК от 23.07.2014 № 01-13/5325, "Нередко при оказании медицинской помощи с использованием наркотических лекарственных средств (далее - НЛС) на рецепте выписывается минимальное количество", что при планируемой длительной терапии снижает необходимую доступность этих лекарственных средств.
Отмечены случаи отказа фармацевтическими специалистами в отпуске удвоенного количества НЛС, выписываемого в соответствии с пунктом 15 приказа Минздрава России от 20.12.2012 № 1175н "Об утверждении порядка назначения и прописывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты. Порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения" (далее - приказ 1175н): "Количество выписываемых наркотических и психотропных лекарственных препаратов списков II и III Перечня, иных лекарственных препаратов, подлежащих предметно-количественному учету, при оказании пациентам паллиативной медицинской помощи может быть увеличено не более чем в 2 раза по сравнению с предельно допустимым количеством лекарственных препаратов для выписывания на один рецепт, установленное приложением № 1 к настоящему Порядку, или рекомендованным количеством лекарственных препаратов для выписывания на один рецепт, установленное приложением № 2 к настоящему Порядку".
Подобные факты являются грубым нарушением федерального законодательства, что было отмечено и на селекторном совещании Минздрава России, состоявшемся 01.04.2015.
Продолжается требование фармацевтическими специалистами извещений о назначении НЛС, что федеральными нормативными документами не предусмотрено, и, следовательно, такие требования незаконны. Единственным документом, необходимым для получения пациентом НЛС, является оформленный в установленном порядке рецепт формы № 107/у - НП, заверенный круглой печатью медицинской организации (требование оттиска именно гербовой печати неправомерно).
Многими медицинскими организациями нарушаются требования пункта 1.2 приказа МЗ СК от 04.12.2014 № 01-05/779: "Привести локальные акты медицинских организаций, регламентирующие деятельность, связанную с оборотом наркотических средств, в соответствие с законодательством Российской Федерации о наркотических средствах".
В ряде медицинских организаций продолжается неправомерное требование от пациента (или доверенных лиц пациента) возврата использованных ампул, трансдермальных терапевтических систем и даже блистеров от таблетированных форм НЛС, а зачастую такие требования даже отражены в памятке пациента.
Недопустимо усложнена процедура назначения и отпуска препаратов, относящихся к перечню предметно-количественного учета (далее - ПКУ), но не входящих в Приложения № 1 и № 2 к приказу 1175н. Примером может служить препарат трамадол. Количество трамадола, выписываемое в одном рецепте, не ограничено требованиями приказа 1175н. При хронических болевых синдромах необходимое минимальное количество трамадола выписывается на 10 - 15 (возможно более) суток терапии на одном рецептурном бланке. Кроме того, ни при обеспечении необходимыми лекарственными препаратами отдельных категорий граждан, ни по краевой программе льготного лекарственного обеспечения и, тем более, при отпуске препарата за средства пациента для назначения и отпуска трамадола решения врачебной комиссии не требуется. Тем не менее, многие медицинские организации по-прежнему усложняют его назначение, ссылаясь при этом на требования аптечных организаций. Подобные факты также являются грубым нарушением федерального законодательства.
Минздрав Ставропольского края требует незамедлительно привести внутреннюю документацию медицинских и аптечных организаций в полное соответствие с федеральным законодательством, руководствуясь при этом разъяснениями Минздрава Российской Федерации от 17.10.2013 № 25-4/10/2-7719; от 27.02.2014 № 25-4/10/2-1277; от 03.04.2014 № 2028932/25-4; методическими письмами МЗ СК от 24.06.2014 № 01-13/4450 "Алгоритм действий медицинских работников при назначении, выписке, оформлении и отпуске НЛС"; от 23.07.2014 № 01-13/5325 и от 31.10.2014 № 01-13/8512, размещенными на официальном сайте Министерства здравоохранения Ставропольского края: http://www.mz26.ru/action/leko/norm-nark/
Заместитель министра
О.А.ДРОЗДЕЦКАЯ
------------------------------------------------------------------