По датам

2015

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Приказ минобразования Ставропольского края от 06.03.2015 N 243-пр "Об утверждении Положения о предметной комиссии для проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования в Ставропольском крае 2015 году"



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

ПРИКАЗ
от 6 марта 2015 г. № 243-пр

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПРЕДМЕТНОЙ КОМИССИИ
ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ
ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ В СТАВРОПОЛЬСКОМ КРАЕ 2015 ГОДУ

В соответствии с Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 декабря 2013 года № 1394, решением государственной экзаменационной комиссии Ставропольского края для проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования в 2015 году от 27 февраля 2015 года (протокол № 5), в целях обеспечения качественного проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, приказываю:

1. Утвердить Положение о предметной комиссии для проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования в Ставропольском крае в 2015 году (приложение).
2. Отделу общего образования министерства образования и молодежной политики Ставропольского края (Чубовой О.Н.) довести данный приказ до сведения руководителей органов управления образованием администраций муниципальных районов и городских округов Ставропольского края.
3. Государственному бюджетному образовательному учреждению дополнительного профессионального образования "Ставропольский краевой институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования" (Евмененко Е.В.), председателям предметных комиссий для проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования в Ставропольском крае в 2015 году организовать работу предметных комиссий в соответствии с Положением о предметной комиссии для проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования в Ставропольском крае в 2015 году.
4. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.
5. Настоящий приказ вступает в силу со дня его подписания.

Первый заместитель министра
Н.А.ЛАВРОВА





Приложение
к приказу
министерства образования
и молодежной политики
Ставропольского края
от 06.03.2015 № 243-пр

ПОЛОЖЕНИЕ
О ПРЕДМЕТНОЙ КОМИССИИ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ОСНОВНОГО
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СТАВРОПОЛЬСКОМ КРАЕ В 2015 ГОДУ

Положение о предметной комиссии для проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования в Ставропольском крае в 2015 году (далее - Положение) разработано в соответствии со следующими нормативными правовыми актами:

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-03 "Об образовании в Российской Федерации";
постановление Правительства Российской Федерации от 31 августа 2013 г. № 755 "О федеральной информационной системе обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования и региональных информационных системах обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования";
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 декабря 2013 г. № 1394 "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования".

I. Общие положения

1.1. Предметная комиссия для проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования в Ставропольском крае (далее - предметная комиссия) создается по каждому учебному предмету, по которому осуществляется государственная итоговая аттестация по образовательным программам основного общего образования (далее - ГИА-9), указанному в п. 4 Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 декабря 2013 г. № 1394 (далее - Порядок ГИА-9), в соответствии с п. 18 Порядка проведения ГИА-9.
1.2. Предметные комиссии создаются в соответствии с п. 18 Порядка проведения ГИА-9 для проверки экзаменационных работ участников ГИА-9.
1.3. Предметная комиссия в своей деятельности руководствуется нормативными правовыми актами Министерства образования и науки Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (далее - Рособрнадзор) и министерства образования и молодежной политики Ставропольского края, в том числе данным Положением.
1.4. Работа предметной комиссии организуется министерством образования и молодежной политики Ставропольского края совместно с государственным бюджетным образовательным учреждением дополнительного образования "Ставропольский краевой институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования" (далее - СКИРО ПК и ПРО), региональным центром обработки информации (далее - РЦОИ).
1.5. Общее руководство и координацию деятельности предметной комиссии по соответствующему учебному предмету осуществляет ее председатель, в том числе представляет в министерство образования и молодежной политики Ставропольского края (далее - министерство) предложения по персональному составу предметной комиссии.
1.7. Министерство организует работу предметной комиссии в непосредственной близости к РЦОИ с соблюдением всех требований информационной безопасности.
1.8. Информационное и технологическое обеспечение деятельности предметной комиссии осуществляет РЦОИ.
1.9. В период проведения ГИА-9 предметная комиссия осуществляет проверку:
развернутых ответов участников основного государственного экзамена;
экзаменационных работ участников государственного выпускного экзамена в письменной форме и устной форме (аудиозаписи или протоколы устных ответов).
1.10. В период организации и проведения ГИА-9 распределение функций между экспертами предметной комиссии осуществляется в зависимости от статуса, присвоенного эксперту по результатам квалификационного испытания: ведущий эксперт, старший эксперт, основной эксперт.
1.11. Сроки обработки экзаменационных материалов.
Обработку экзаменационных материалов, включая проверку развернутых ответов, предметная комиссия должна завершать в сроки, определенные министерством, в соответствии с Порядком проведения ГИА-9:
- по русскому языку и математике - не позднее шести календарных дней после проведения соответствующего экзамена;
- по остальным учебным предметам - не позднее четырех календарных дней после проведения соответствующего экзамена;
- по экзаменам, которые проводятся досрочно и в дополнительные сроки, - не позднее трех календарных дней после проведения соответствующего экзамена.

II. Порядок формирования предметной комиссии

Данное Положение регламентирует сроки проведения каждого из мероприятий по подготовке экспертов и формированию предметной комиссии в рамках требований к срокам, определенным на федеральном уровне.
Примерный план-график проведения мероприятий по подготовке экспертов и формированию предметной комиссии приведен в приложении 1.
2.1. Структура и состав предметной комиссии:
2.1.1. Количественный состав предметной комиссии определяется исходя из числа участников ГИА-9 по соответствующему учебному предмету в текущем году, а также с учетом сроков и нормативов проверки экзаменационных работ, и утверждается приказом министерства.
2.1.2 Состав предметной комиссии по каждому учебному предмету формируется из учителей общеобразовательных организаций, преподавателей образовательных организаций высшего профессионального образования, имеющих высшее профессиональное образование и прошедших курс обучения технологии проверки экзаменационных работ ГИА-9 в количестве 24 часов.
2.1.3. В состав предметной комиссии по каждому учебному предмету привлекаются лица, отвечающие следующим требованиям:
- наличие высшего образования;
- соответствие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках и / или профессиональных стандартах;
- наличие опыта работы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность и реализующих образовательные программы основного общего, среднего общего, среднего профессионального или высшего образования (не менее трех лет);
- наличие документа, подтверждающего получение дополнительного профессионального образования, включающего в себя практические занятия (не менее 18 часов) по оцениванию образцов экзаменационных работ в соответствии с критериями оценивания по соответствующему учебному предмету, определяемыми Рособрнадзором;
- наличие статуса ведущего, старшего или основного эксперта, присвоенного в текущем году по результатам квалификационного испытания, организованного и проведенного в рамках курсов повышения квалификации для экспертов предметных комиссий.
2.1.4. Специалист, не прошедший квалификационные испытания в текущем году, не включается в состав предметной комиссии.
2.1.5. Персональный состав предметной комиссии, согласованный государственной экзаменационной комиссией Ставропольского края для проведения ГИА-9 в текущем году (далее - ГЭК-9), утверждается приказом министерства:
- руководители органов управления образованием муниципальных районов и городских округов Ставропольского края (далее - МОУО) вносят предложения кандидатур экспертов предметной комиссии в соответствии с требованиями Порядка проведения ГИА-9 к кандидатурам экспертов предметной комиссии;
- на основе предложений МОУО и с учетом анализа работы предметной комиссии в предыдущие годы (по каждому эксперту) СКИРО ПК и ПРО формирует список специалистов для обучения. Количество экспертов для обучения по предмету должно на 20% превышать количество экспертов, указанных в п. 2.1.1 настоящего Положения;
- СКИРО ПК и ПРО организует и проводит курс обучения технологии проверки экзаменационных работ в форме и по материалам заданий с развернутым ответом основного государственного экзамена, государственного выпускного экзамена в письменной и устной формах в количестве 24 часов и зачета комиссии, включающей председателя ПК, заместителя председателя, представителя СКИРО ПК и ПРО;
- по результатам сдачи зачета проводится отбор лучших экспертов с последующим разграничением на три категории: ведущие, старшие и основные эксперты (форму зачета определяет председатель предметной комиссии в соответствии с материалами методических пособий для подготовки экспертов единого государственного экзамена, размещенных на сайте ФГБНУ "ФИПИ" (www.fipi.ru));
- создание резерва экспертов, прошедших обучение;
- выдача удостоверений эксперта, подтверждающих их статус и получение дополнительного профессионального образования в объеме 24 часа;
- по результатам обучения приказом министерства утверждается персональный состав предметной комиссии с учетом количества экспертов, определенного в п. 2.1.1 и 10% резерва.
2.2. Порядок проведения процедуры присвоения экспертам статусов.
2.2.1. Статусы экспертов.
Эксперту может быть присвоен один из трех статусов: ведущий эксперт, старший эксперт, основной эксперт.
Ведущий эксперт - статус, позволяющий быть председателем или заместителем председателя предметной комиссии, осуществлять руководство подготовкой и/или подготовку экспертов на региональном уровне, участвовать в межрегиональных перекрестных проверках, привлекаться к рассмотрению апелляций по предмету, осуществлять проверку и перепроверку развернутых ответов участников ГИА-9 в составе предметной комиссии, в том числе в качестве третьего эксперта.
Старший эксперт - статус, позволяющий осуществлять проверку и перепроверку выполнения заданий с развернутым ответом в составе предметной комиссии, в том числе назначаться для третьей проверки выполнения заданий с развернутым ответом, участвовать в межрегиональных перекрестных проверках, а также проверках в рамках рассмотрения апелляции о несогласии с выставленными баллами.
Основной эксперт - статус, позволяющий осуществлять первую или вторую проверку выполнения заданий с развернутым ответом в составе предметной комиссии.
2.2.2. Для присвоения эксперту того или иного статуса должно быть установлено соответствие его квалификации:
- требованиям к экспертам, определенным Порядком проведения ГИА-9;
- требованиям к опыту оценивания экзаменационных работ участников ГИА-9;
- требованиям к результатам квалификационного испытания (показатели согласованности оценивания, вычисляемые по результатам квалификационного испытания);
- показателям эффективности работы экспертов при проверке в предыдущем году и к значениям показателей статистики удовлетворенных апелляций.
3. Согласование подходов к оцениванию экзаменационных работ участников ЕГЭ
3.1. Для обеспечения единства подходов к оцениванию развернутых ответов участников ГИА-9 используется трехуровневая система согласования подходов к оцениванию. Мероприятия по согласованию подходов к оцениванию развернутых ответов участников ГИА-9 осуществляются на региональном уровне.
а) Согласование на региональном уровне обеспечивается применением подходов к оцениванию в процессе подготовки экспертов. Подготовка экспертов осуществляется под руководством специалистов, имеющих статус ведущих экспертов, и включает практические занятия по оцениванию развернутых ответов участников ГИА-9.
б) Оперативное согласование подходов к оцениванию между экспертами предметной комиссии проводится непосредственно перед проверкой работ, в день начала проверки экзаменационных работ участников ГИА-9.
3.2. Мероприятия по согласованию подходов к оцениванию экзаменационных работ ГИА-9 организуются СКИРО ПК и ПРО. Согласование осуществляется при подготовке экспертов в соответствии с образовательными программами и с использованием методических пособий для подготовки экспертов ГИА-9, разработанных специалистами СКИРО ПК и ПРО.
3.3. При подготовке экспертов предметной комиссии может быть использована интернет-система дистанционной подготовки экспертов.
4. Квалификационные требования для присвоения статусов экспертам
Статусы ведущего, старшего или основного эксперта присваиваются в зависимости от уровня квалификации эксперта.
Для присвоения экспертам того или иного статуса устанавливаются следующие квалификационные требования.
4.1. Требования к образованию экспертов и опыту их работы в образовательных организациях устанавливаются Порядком проведения ГИА-9:
- наличие высшего образования;
- соответствие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках и (или) профессиональных стандартах;
- наличие опыта работы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность и реализующих образовательные программы основного общего, среднего общего, среднего профессионального или высшего образования (не менее 3 лет);
- наличие документа, подтверждающего получение дополнительного профессионального образования, включающего в себя практические занятия по оцениванию образцов экзаменационных работ ГИА-9 в соответствии с критериями оценивания по соответствующему учебному предмету.
4.2. Для присвоения статуса "ведущий эксперт" необходим опыт организационной работы в предметной комиссии или ГЭК-9. Отсутствие такого опыта допускается в случае, когда в состав предметной комиссии входит менее 10 человек.
4.3. Статусы "ведущий эксперт" и "старший эксперт" могут присваиваться только экспертам, имеющим опыт оценивания развернутых ответов участников ГИА-9. Для присвоения статуса ведущий эксперт опыт оценивания должен составлять не менее 3 лет.
4.4. Значения показателей согласованности оценивания, определенные по результатам квалификационных испытаний, должны соответствовать значениям, определенным в приложении 2 для присвоения экспертам статуса.
5. Организация квалификационного испытания
5.1. Квалификационное испытание для присвоения статуса эксперту проводится ежегодно.
5.2. Форму квалификационного испытания (зачета) определяет председатель предметной комиссии в соответствии с материалами методических пособий для подготовки экспертов ГИА-9, размещенных на сайте ФГБНУ "ФИПИ" (www.fipi.ru), и спецификой предмета.
5.3. К прохождению квалификационного испытания допускаются кандидаты в эксперты, соответствующие требованиям, указанным в пункте 4.1 данного Положения и прошедшие обучение в объеме не менее 18 часов практических занятий по оцениванию образцов экзаменационных работ в соответствии с критериями оценивания по соответствующему учебному предмету.
5.4. Информация о результатах квалификационного испытания и присвоенном экспертам статусе вносится в региональную информационную систему обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования (далее - РИС).
6. Порядок привлечения экспертов к работе в предметной комиссии
6.1. Предметная комиссия формируется из числа ведущих экспертов, старших экспертов, основных экспертов.
а) Председателем и заместителем председателя предметной комиссии могут быть назначены только эксперты, имеющие статус ведущего эксперта.
б) Для проведения третьей проверки могут быть назначены эксперты, которым в текущем году присвоен статус ведущего эксперта или старшего эксперта.
в) Привлекаться к рассмотрению апелляций о несогласии с выставленным баллом при возникновении спорных вопросов по оцениванию развернутого ответа участника ГИА-9 могут только эксперты, которым в текущем году присвоен статус ведущего эксперта или старшего эксперта.
г) Привлекаться к проведению перепроверки экзаменационных работ участников ГИА-9 могут только эксперты, которым в текущем году присвоен статус ведущего эксперта или старшего эксперта.
д) Привлекаться к участию в межрегиональной перекрестной проверке могут только эксперты, которым в текущем году присвоен статус ведущего эксперта и старшего эксперта.

III. Организация проверки развернутых ответов

7. Методика оценивания развернутых ответов на задания экзаменационной работы
7.1. Развернутые ответы участников ГИА-9 оцениваются двумя независимыми экспертами.
7.2. Оба эксперта независимо друг от друга по результатам проверки выставляют баллы за каждый развернутый ответ или за каждую позицию оценивания (если ответ на задание оценивается отдельно по каждой позиции оценивания) согласно критериям оценивания выполнения заданий с развернутым ответом, разработанным ФИПИ и предоставленным ФЦТ.
7.3. В случае установления существенного расхождения в баллах, выставляемых двумя экспертами, назначается дополнительная третья проверка.
7.4. Существенное расхождение по каждому учебному предмету определяется в критериях оценивания по соответствующему учебному предмету.
7.5. Третий эксперт назначается автоматизированно из числа экспертов предметной комиссии, ранее не проверявших данную экзаменационную работу.
7.6. Третий эксперт проверяет и выставляет баллы за выполнение всех заданий с развернутым ответом, позиции оценивания по которым в бланке-протоколе не заполнены знаком "X". Третьему эксперту предоставляется информация о баллах, выставленных экспертами, ранее проверявшими экзаменационную работу участника ГИА-9.
7.7. Распределение работ между экспертами предметной комиссии, определение окончательных баллов за развернутые ответы участников ГИА-9 на задания экзаменационной работы, а также определение необходимости проверки третьим экспертом осуществляются автоматизированно, с использованием специализированного программного обеспечения РЦОИ.
7.8. Результирующие баллы за развернутые ответы определяются автоматизированно, исходя из следующих положений:
- если баллы, выставленные двумя экспертами, совпали, то эти баллы являются окончательными;
- если установлено несущественное расхождение в баллах, выставленных двумя экспертами, то окончательные баллы определяются как среднее арифметическое баллов двух экспертов с округлением в соответствии с правилами математического округления;
- если установлено существенное расхождение в баллах, выставленных двумя экспертами, то назначается дополнительная третья проверка.
7.9. Баллы третьего эксперта являются окончательными.
8. Порядок проведения проверки развернутых ответов
8.1. К проверке принимаются развернутые ответы участников ГИА-9, выполненные:
на бланках ответов № 2 и дополнительных бланках ответов № 2 установленной формы и заполненные в соответствии с "Инструкцией по заполнения бланков ГИА-9";
в тетрадях со штампом министерства;
записанные на аудионосители или запротоколированные организаторами пунктов проведения экзаменов в случае устной формы проведения государственного выпускного экзамена участника с ограниченными возможностями здоровья.
8.2. Проверку развернутых ответов участников ГИА-9 осуществляют эксперты предметной комиссии, руководствуясь критериями оценивания развернутых ответов.
8.3. Развернутые ответы участников ГИА-9 оцениваются двумя экспертами предметной комиссии независимо. Оба эксперта, проверяющие одну работу, независимо выставляют баллы за каждый развернутый ответ или за каждую позицию оценивания (если ответ на задание оценивается отдельно по каждой позиции оценивания) согласно критериям оценивания выполнения заданий с развернутым ответом.
8.4. Председатель предметной комиссии до начала работы предметной комиссии получает от руководителя РЦОИ критерии для оценивания развернутых ответов.
8.5. Эксперту предоставляется рабочий комплект эксперта предметной комиссии, который содержит:
- обезличенные бланки-копии (форма 2-РЦОИ) с изображениями развернутых ответов участников участника ГИА-9 (далее - бланк-копия) - не более 20 штук в одном рабочем комплекте;
- бланк-протокол (форма 3-РЦОИ) проверки экспертом развернутых ответов участников ГИА-9 (далее - бланк-протокол).
8.5.1. Бланк-копия является изображением бланка ответов № 2 участника ГИА-9 и дополнительных бланков ответов № 2, если они заполнялись участником, в регистрационной части которого указаны:
- код бланка-копии;
- информация об эксперте, назначенном на проверку бланков-копий рабочего комплекта (фамилия, имя, отчество эксперта, код эксперта);
- наименование учебного предмета;
- дата проведения экзамена;
- номер протокола и номер строки в протоколе, соответствующей данному коду бланка-копии;
- номер варианта контрольного измерительного материала (далее - КИМ);
- номер страницы и количество заполненных страниц участником ГИА-9 в бланке ответов № 2, включая дополнительный бланк ответов № 2;
- код региона.
8.5.2. Бланк-протокол представляет собой таблицу, в которой указаны коды бланков-копий полученного рабочего комплекта и поля для внесения экспертом баллов за ответы. В регистрационной части бланка-протокола указаны:
- информация об эксперте, назначенном на проверку бланков (фамилия, имя, отчество эксперта, код эксперта);
- наименование учебного предмета;
- дата проведения экзамена;
- номер протокола;
- код региона.
8.6. Бланк-протокол является машиночитаемой формой и подлежит обязательной автоматизированной обработке в РЦОИ.
8.7. Рабочие комплекты формируются (распечатываются) для каждого эксперта в РЦОИ с учетом графика работы предметной комиссии.
8.8. Председатель предметной комиссии получает готовые рабочие комплекты экспертов от руководителя РЦОИ.
8.9. Эксперты проводят проверку работ и выставляют баллы в соответствующие поля бланка-протокола в соответствии с критериями оценивания развернутых ответов.
8.10. После завершения проверки работ каждого рабочего комплекта заполненный бланк-протокол и бланки-копии рабочего комплекта передаются в РЦОИ для дальнейшей обработки.
8.11. После проведения автоматизированной обработки бланков-протоколов в РЦОИ программное обеспечение РЦОИ в автоматическом режиме, без участия оператора, проводит анализ полученных результатов проверки работ экспертами. В результате этого анализа могут появиться работы, требующие дополнительной третьей проверки. На третью проверку направляются работы в случае существенного расхождения в оценивании развернутых ответов участника экзамена двумя разными экспертами.
8.11.1. Существенное расхождение по каждому учебному предмету определяется критериями оценивания и закладывается в алгоритм автоматизированной обработки.
8.11.2. Проверку работы, назначенной на третью проверку, может осуществлять только эксперт, который имеет статус ведущего эксперта или старшего эксперта по соответствующему учебному предмету.
8.11.3. На бланке-копии работы, назначенной на третью проверку, в регистрационной части для сведения третьего эксперта указываются баллы, выставленные двумя экспертами, проверявшими эту работу ранее. Третий эксперт проводит оценивание по тем позициям оценивания, которые указаны в бланке-протоколе. Позиции оценивания, которые третий эксперт не проверяет, в протоколе заполнены символами "X".
8.12. Проверка развернутых ответов участников ГИА-9 считается завершенной, когда все работы проверены экспертами необходимое количество раз, а результаты оценивания из бланков-протоколов проанализированы программным обеспечением РЦОИ.
8.13. На протяжении всего периода работы предметной комиссии председатель предметной комиссии и (или) его заместитель фиксирует у себя номера работ, вызвавших наибольшие разногласия при оценивании. Эти работы будут использованы далее для проведения обучения экспертов предметной комиссии в следующем году.
8.14. На протяжении периода работы предметной комиссии председатель предметной комиссии запрашивает у руководителя РЦОИ статистическую информацию о ходе проверки развернутых ответов. При этом председателю предметной комиссии предоставляется информация как о количестве проверенных работ один, два или три раза, о количестве работ, ожидающих первой, второй или третьей проверки, так и количестве и проценте работ, назначенных на третью проверку. Результаты статистических отчетов председатель предметной комиссии использует для оптимизации организации работы предметной комиссии.
8.15. При проведении межрегиональной перекрестной проверки изображения бланков ответов № 2, полученные из другого субъекта Российской Федерации, проверяются экспертами предметной комиссии в общей очереди работ участников ГИА-9.
8.16. На протяжении периода работы предметной комиссии с момента получения критериев оценивания развернутых ответов из РЦОИ до окончания проверки развернутых ответов участников ГИА-9 все помещения, в которых работает предметная комиссия, должны быть обеспечены системой непрерывного видеонаблюдения и видеозаписи.
8.17. Организация видеонаблюдения в помещениях предметной комиссии обеспечивается СКИРО ПК и ПРО.
9. Организация работы предметной комиссии при перепроверках результатов ГИА-9
9.1. При принятии решения ГЭК-9 о перепроверке ряда работ участников ГИА-9 перепроверку проводят эксперты предметной комиссии, которые имеют статус ведущего эксперта или старшего эксперта.
9.2. РЦОИ вносит сведения об участниках ГИА-9, чьи работы отправлены по решению ГЭК-9 на перепроверку, в РИС и формирует (распечатывает) комплекты документов для перепроверки.
9.3. Комплект документов для перепроверки содержит:
- копии бланков ответов № 2, включая дополнительные бланки ответов № 2;
- копии бланков-протоколов проверки развернутых ответов;
- бланк протокола перепроверки, содержащего заключение экспертов о правильности оценивания развернутых ответов на задания данной экзаменационной работы;
- вариант КИМ, выполнявшийся участником экзамена.
9.4. Председатель предметной комиссии получает подготовленные комплекты от руководителя РЦОИ.
9.5. Эксперты предметной комиссии осуществляют перепроверку полученных работ и заполняют бланк протокола перепроверки.
9.6. Оформленные протоколы перепроверки председатель предметной комиссии передает в ГЭК-9 для утверждения.
9.7. Обеспечение пересчета баллов по результатам перепроверки на основании протоколов перепроверки осуществляет РЦОИ.

IV. Правила для председателя и членов предметной комиссии

10. Правила для председателя предметной комиссии.
10.1. Подготовительные мероприятия.
10.1.1. Подготовительные мероприятия по определению состава и квалификации экспертов предметной комиссии проводятся в соответствии установленным порядком проведения ГИА-9, методическими материалами ФИПИ и нормативными и методическими материалами министерства.
10.1.2. Не позднее чем за 14 дней до начала обработки материалов ГИА-9 председатель предметной комиссии по соответствующему учебному предмету согласует с руководителем РЦОИ расписание работы предметной комиссии во время проведения обработки экзаменационных материалов по данному учебному предмету.
10.1.3. Не позднее чем за 14 дней до начала обработки материалов ГИА-9 по соответствующему учебному предмету председатель предметной комиссии передает руководителю РЦОИ расписание работы экспертов предметной комиссии для планирования назначения экспертов на проверку работ; в этом же документе председатель предметной комиссии указывает для каждого эксперта предметной комиссии, является ли он ведущим или старшим экспертом.
10.1.4. Председатель предметной комиссии согласует с руководителем РЦОИ график работы экспертов, проводящих проверку пустых бланков.
10.2. На этапе проверки бланков ответов № 2 председатель предметной комиссии должен:
получить у руководителя РЦОИ полный комплект критериев оценивания выполнения заданий с развернутым ответом и необходимое количество комплектов критериев для экспертов;
получать необходимое для проверки экспертами количество рабочих комплектов по мере проведения обработки и проверки развернутых ответов в РЦОИ;
перед началом работы экспертов провести инструктаж в соответствии с полученными критериями оценивания выполнения заданий;
распределить экспертов по рабочим местам в предоставленных аудиториях;
обеспечить присутствие в аудиториях только допущенных лиц - помимо экспертов и председателя предметной комиссии в аудитории могут находиться: руководитель РЦОИ (или его заместитель); член ГЭК-9; должностные лица министерства, осуществляющие выездную (инспекционную) проверку соблюдения Порядка проведения ГИА-9; общественные наблюдатели, аккредитованные в установленном порядке;
выдать каждому эксперту комплект критериев оценивания выполнения заданий с развернутым ответом по каждому варианту и рабочий комплект для проверки;
обеспечить рабочую атмосферу и дисциплину в работе предметной комиссии (во время работы экспертам запрещается: самостоятельно изменять рабочие места; пользоваться средствами связи, фото- и видеоаппаратурой, портативными персональными компьютерами, ноутбуками и т.д.; без уважительной причины покидать аудиторию; переговариваться, если речь не идет о консультации у председателя предметной комиссии или у эксперта, назначенного по решению председателя предметной комиссии консультантом; выносить после завершения работы рабочие комплекты и/или их части, а также критерии оценивания выполнения заданий, тексты заданий КИМ и т.п.);
в рамках своей компетенции решать вопросы, возникающие у экспертов, а при необходимости решать вопросы, связанные с компетенцией РЦОИ, согласовывать свои решения с руководителем РЦОИ;
контролировать качество заполнения экспертами бланков-протоколов и оперативно передавать бланки-протоколы и бланки-копии в РЦОИ;
оперативно устранять возникающие у экспертов затруднения;
если рабочий комплект по ряду объективных причин не был проверен экспертом полностью, то необходимо сообщить об этом руководителю РЦОИ и передать ему данный комплект с протоколом проверки;
бланки-копии всего рабочего комплекта, не проверенного экспертом полностью, передать руководителю РОЦИ для переназначения другим экспертам;
по завершении работы предметной комиссии сдать руководителю РЦОИ все критерии оценивания ответов на задания с развернутым ответом, выданные для проведения проверки;
по завершении проверки получить от руководителя РЦОИ пакет документов о результатах работы предметной комиссии:
- количество работ, проверенных каждым экспертом;
- количество работ, отправленных на третью проверку;
- информацию об экспертах, показавших наибольшее количество расхождений в результатах оценивания.
10.3. При рассмотрении апелляций о несогласии с выставленными баллами по ГИА-9 (далее - апелляция по результатам):
получить от ответственного секретаря конфликтной комиссии Ставропольского края для проведения ГИА-9 (далее - конфликтная комиссия) апелляционный комплект участника ГИА-9;
получить от руководителя РЦОИ критерии оценивания выполнения заданий с развернутым ответом варианта КИМ, по которому сдавал экзамен участник ГИА-9, подавший апелляцию;
назначить на рассмотрение апелляции экспертов, являющихся ведущими или старшими экспертами и ранее не проверявших данную работу, передать им вышеуказанные материалы;
уточнить у ответственного секретаря конфликтной комиссии время рассмотрения апелляции;
направить экспертов в конфликтной комиссии на рассмотрение апелляции в указанное время;
оперативно передавать в РЦОИ для информацию о возможной некорректности заданий с обязательным указанием номера варианта КИМ, задания и содержания замечания.
Решение о корректности задания и об изменении баллов участникам ГИА-9 в случае признания задания некорректным принимается на федеральном уровне. В случае признания задания некорректным всем участникам ГИА-9, которые выполняли данное задание, пересчитываются баллы.
11. Правила для экспертов предметной комиссии
11.1. Эксперты предметной комиссии должны:
на подготовительном этапе пройти обучение и подтвердить квалификацию в соответствии с требованиями установленного Порядка проведения ГИА-9, методических материалов ФИПИ, а также нормативных и методических материалов министерства;
заблаговременно пройти инструктаж по содержанию и технологии оценивания развернутых ответов в сроки, определяемые председателем предметной комиссии;
эксперты, не подтвердившие квалификацию и/или не прошедшие инструктаж, к проверке экзаменационных работ участников ГИА-9 не допускаются.
11.2. Во время проверки экзаменационных работ участников ГИА-9:
по указанию председателя предметной комиссии занять рабочие места в предоставленных аудиториях;
получить рабочие комплекты для проверки;
соблюдать дисциплину во время работы;
во время работы экспертам запрещается: самостоятельно изменять рабочее место; пользоваться средствами связи, фото- и видеоаппаратурой, портативными персональными компьютерами и т.д.; без уважительной причины покидать аудиторию; переговариваться, если речь не идет о консультации у председателя предметной комиссии или у эксперта, назначенного по решению председателя предметной комиссии консультантом; по завершении работы выносить рабочие комплекты и/или их части, а также критерии оценивания развернутых ответов (если у эксперта возникают вопросы или проблемы, он должен обратиться к председателю ПК или руководителю РЦОИ (его заместителю), которые решают их рамках своей компетенции);
начать проверку развернутых ответов, следуя следующим правилам:
- заполнять поля бланка-протокола следует печатными заглавными буквами черной гелевой ручкой строго внутри полей бланка-протокола;
- использование карандаша (даже для черновых записей), ручек со светлыми чернилами и корректора для исправления написанного недопустимо (наличие грифеля или замазки на сканируемом бланке может привести к серьезной поломке сканера);
- внесенные исправления должны однозначно трактоваться, все исправления зафиксированы и заверены подписью эксперта (соответствующие записи делаются внизу в бланке-протоколе);
- если участник ГИА-9 не приступал к выполнению задания, то в поле, в котором должен стоять балл за данный ответ на задание в бланке-протоколе, следует поставить метку "X";
- если участник ГИА-9 приступал к выполнению задания, то в соответствующее поле (поля) бланка-протокола следует проставить соответствующий балл (баллы) от нуля до максимально возможного, указанного в критериях оценивания выполнения заданий с развернутым ответом;
- если участник ГИА-9 выполнял альтернативное задание, то в соответствующее поле бланка-протокола следует проставить номер выбранного участником ГИА-9 альтернативного задания;
после завершения заполнения бланка-протокола поставить дату, подпись в соответствующих полях бланка-протокола и передать рабочий комплект председателю предметной комиссии для передачи на обработку.
11.3. При проверке пустых бланков ответов № 2:
получить инструктаж от руководителя РЦОИ;
просматривать с экрана изображения пустых бланков ответов № 2;
при наличии на изображении записей, знаков, рисунков или пометок, которые могут быть расценены как ответ на задание с развернутым ответом или подтверждение того, что участник ГИА-9 приступал к выполнению задания или имел возможность его выполнить, но не выполнил по какой-то причине, удостоверить (отметить в программном обеспечении), что изображение заполнено;
при отсутствии записей, относящихся к ответу на задания, удостоверить (отметить в программном обеспечении), что изображение не заполнено;
изображения, определенные хотя бы одним из проверяющих экспертов как заполненные, отправляются на проверку в предметную комиссию.
Изображения, определенные всеми проверяющими экспертами как незаполненные, относятся к ответам на задания, к которым участник ГИА-9 не приступал. В этом случае автоматизированно посредством РИС ответы оцениваются в ноль баллов за выполнение каждого задания с развернутым ответом.
11.4. При рассмотрении апелляций о несогласии с выставленными баллами по ГИА-9:
получить от председателя предметной комиссии копии бланков ответов № 2, бланков-протоколов проверки работ экспертами, критерии оценивания выполнения задания с развернутым ответом варианта КИМ, по которому сдавал экзамен участник ГИА-9, подавший апелляцию;
рассмотреть работы апеллянта, а также проанализировать предыдущее оценивание работы;
узнать у председателя предметной комиссии время рассмотрения апелляции и прибыть в указанное время в конфликтную комиссию;
в случае возникновения у апеллянта или у конфликтной комиссии претензий к оцениванию развернутых ответов дать соответствующие разъяснения;
составить заключение о правильности оценивания развернутых ответов, по которым была подана апелляция;
в случае обнаружения ошибок или некорректных заданий в КИМ необходимо сообщить об этом председателю предметной комиссии с обязательным указанием номера варианта КИМ, задания и содержания замечания.
Решение о корректности задания и об изменении баллов участникам ГИА-9 в случае признания задания некорректным принимается на федеральном уровне. В случае признания задания некорректным всем участникам ГИА-9, которые выполняли данное задание, пересчитываются баллы в соответствии с распорядительным министерства.





Приложение 1

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН-ГРАФИК
ПРОВЕДЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОДГОТОВКЕ ЭКСПЕРТОВ
И ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДМЕТНОЙ КОМИССИИ

№ п/п
Мероприятие
Срок
1.
Внесение изменений в нормативные документы регионального уровня
До 1 марта
2.
Оценивание работ из межрегионального банка специалистами, претендующими на статус ведущих экспертов
Ноябрь - декабрь
3.
Сбор информации об участниках, претендующих на позиции руководителей предметной комиссии, в очных семинарах по согласованию подходов к оцениванию развернутых ответов участников ГИА-9
Декабрь - январь
4.
Проведение очных семинаров по согласованию подходов к оцениванию развернутых ответов участников ГИА-9
Февраль - март
5.
Подготовка экспертов предметной комиссии к проверке экзаменационных работ ГИА-9 текущего года
Март - апрель
6.
Присвоение статусов экспертам предметной комиссии
Март - апрель
7.
Формирование персонального состава предметной комиссии
До 20 апреля
8.
Проведение оперативного согласования оценивания развернутых ответов
Первый день проверки работ по предмету
9.
Отбор экзаменационных работ участников ГИА-9, вызвавших сложности в оценивании, для включения в межрегиональный банк работ
В процессе проверки работ





Приложение 2

ПОКАЗАТЕЛИ
СОГЛАСОВАННОСТИ ОЦЕНИВАНИЯ ДЛЯ ПРИСВОЕНИЯ СТАТУСА ЭКСПЕРТАМ

Ниже приведены ориентировочные показатели, вычисляемые по результатам квалификационных испытаний.
Данные показатели могут быть скорректированы с учетом особенностей учебных предметов.
Показатель: процент заданий/критериев оценивания, по которым оценки эксперта не совпали с оценками, выработанными при согласовании подходов к оцениванию развернутых ответов.
Рекомендуемые значения показателя для присвоения статуса экспертам:

Максимальное значение показателя
Ведущий эксперт
Старший эксперт
Основной эксперт
10%
15%
25%

Показатель: процент заданий/критериев оценивания, расхождение в которых составило 2 и более балла по заданию/критерию оценивания.
Рекомендуемые значения показателя для присвоения статуса экспертам:

Статус эксперта
Максимальное значение показателя
Ведущий эксперт
0
Старший эксперт
0

В удостоверении о повышении квалификации указывается, что:

Ф.И.О. прошел(а) обучение в СКИРО ПК и ПРО по дополнительной профессиональной программе подготовки членов предметных комиссий Ставропольского края по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ участников ГИА-9
в объеме 24 часа с присвоением статуса "основной эксперт", "ведущий эксперт", "старший эксперт" по результатам зачетных мероприятий.


------------------------------------------------------------------