По датам

2015

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Распоряжение Правительства Ставропольского края от 31.08.2015 N 271-рп "Об утверждении основных направлений бюджетной политики Ставропольского края на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов"



ПРАВИТЕЛЬСТВО СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 31 августа 2015 г. № 271-рп

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ
СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ НА 2016 ГОД И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2017
И 2018 ГОДОВ

1. Утвердить прилагаемые основные направления бюджетной политики Ставропольского края на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов (далее - основные направления бюджетной политики).
2. Министерству финансов Ставропольского края формирование бюджета Ставропольского края и построение межбюджетных отношений с органами местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов осуществлять в соответствии с основными направлениями бюджетной политики.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края с целью проведения единой бюджетной политики Ставропольского края при формировании местных бюджетов на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов учитывать основные направления бюджетной политики.
4. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя председателя Правительства Ставропольского края - министра финансов Ставропольского края Калинченко Л.А.
5. Настоящее распоряжение вступает в силу со дня его подписания.

Губернатор
Ставропольского края
В.В.ВЛАДИМИРОВ





Утверждены
распоряжением
Правительства Ставропольского края
от 31 августа 2015 г. № 271-рп

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ НА 2016 ГОД
И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2017 И 2018 ГОДОВ

I. Общие положения

Основные направления бюджетной политики Ставропольского края на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов (далее - основные направления бюджетной политики) разработаны в соответствии со статьей 16 Закона Ставропольского края "О бюджетном процессе в Ставропольском крае".
При разработке основных направлений бюджетной политики были учтены положения Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 4 декабря 2014 года, указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, Программы повышения эффективности управления государственными финансами Ставропольского края на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Ставропольского края от 25 декабря 2014 г. № 433-рп, государственных программ Ставропольского края (далее - государственные программы), а также основных направлений налоговой политики Ставропольского края на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов, утвержденных распоряжением Правительства Ставропольского края от 19 августа 2015 г. № 242-рп, и основных направлений долговой политики Ставропольского края на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов, утвержденных распоряжением Правительства Ставропольского края от 31 августа 2015 г. № 272-рп.
Первоочередные меры, направленные на обеспечение устойчивости и сбалансированности бюджетной системы Ставропольского края в 2014 - 2015 годах, не решили основной задачи - снижение продолжающего роста расходов бюджета Ставропольского края (далее - краевой бюджет) на выполнение усложняющихся задач государственной политики Российской Федерации и государственной политики Ставропольского края (далее - государственная политика края) по отношению к установленным на новом, более низком уровне бюджетным возможностям.
Темп роста поступлений налоговых и неналоговых доходов за 2014 год по сравнению с предыдущим годом по Ставропольскому краю составил 103,9 процента, что на 5 процентных пунктов ниже среднего значения данного показателя по Российской Федерации (108,9 процента). В значительной степени это обусловлено снижением поступлений по налогу на прибыль организаций (по Ставропольскому краю - 99,5 процента, по Российской Федерации - 114,1 процента).
По итогам за 2014 год налоговые и неналоговые доходы на душу населения по Ставропольскому краю составили 22691,2 рубля, что в 2,1 раза меньше значения данного показателя по Российской Федерации (49183,9 рубля). По данному показателю за 2014 год Ставропольский край занимает 71-е место среди субъектов Российской Федерации, а по итогам за 5 месяцев 2015 года - 69-е место.
Вместе с тем за последние годы существенно выросла доля "социальных расходов" краевого бюджета. В 2014 году удельный вес расходов на социальное обеспечение в общем объеме расходов краевого бюджета составил 15,9 процента при среднем значении данного показателя по Российской Федерации 12,7 процента. За 2012 - 2015 годы объем средств, выделяемых из краевого бюджета на предоставление мер социальной поддержки и социальной помощи отдельным категориям населения Ставропольского края, увеличился на 116,3 процента. Ставропольский край занимает 16-е место в рейтинге субъектов Российской Федерации по объему средств, направляемых на социальное обеспечение.
Несмотря на постоянно растущие "социальные расходы", уровень бедности населения Ставропольского края снижается крайне медленно: численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума в Ставропольском крае в 2013 - 2014 годах сохранилась на уровне 330 тыс. человек (11,8 процента от общей численности населения). Доля социальных выплат в совокупном объеме денежных доходов населения Ставропольского края практически не меняется: в 2010 году они составили 20,4 процента, в 2013 году - 20,5 процента, в 2014 году - 19,9 процента.
При этом в настоящее время демографическая ситуация в Ставропольском крае характеризуется динамичным увеличением граждан пожилого возраста, инвалидов, детей в составе населения Ставропольского края с одновременным сокращением численности экономически активного населения Ставропольского края. Это увеличивает "нагрузку" на краевой бюджет в части расходов, направленных на социальное обеспечение.
В сложившейся ситуации необходим ответственный подход в определении основных направлений бюджетной политики в части выработки наиболее эффективного плана приведения уровня и структуры расходных обязательств краевого бюджета в соответствие со складывающимися на более низком уровне доходами краевого бюджета, оптимизации источников финансирования дефицита краевого бюджета, управления государственным долгом Ставропольского края.

II. Цели и задачи бюджетной политики Ставропольского края
на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов

Целями бюджетной политики Ставропольского края на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов (далее - бюджетная политика) являются:
определение подходов, учитываемых при составлении проекта бюджета Ставропольского края на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов;
обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Ставропольского края.
Основными задачами бюджетной политики являются:
повышение эффективности и результативности использования имеющихся инструментов программно-целевого управления и бюджетирования;
создание условий для повышения качества оказания государственных услуг (работ);
повышение эффективности процедур проведения государственных закупок;
совершенствование процедур предварительного и последующего государственного финансового контроля;
обеспечение широкого вовлечения населения Ставропольского края в обсуждение и принятие конкретных бюджетных решений.
Главным инструментом, который призван обеспечить повышение результативности и эффективности бюджетных расходов, ориентированности на достижение целей государственной политики края, должны стать государственные программы.
При разработке государственных программ и повышении эффективности их реализации должны учитываться следующие условия:
обязательное отражение в государственных программах показателей документов стратегического планирования, принятых на краевом уровне в соответствии с Федеральным законом "О стратегическом планировании в Российской Федерации", и их целевых значений, что позволит обеспечить полное соответствие государственных программ приоритетам государственной политики края;
обеспечение полноты отражения всего комплекса мер и инструментов государственной политики края (налоговых льгот, мер тарифного регулирования, нормативного регулирования);
формирование системы аудита эффективности государственных программ, включающей оценку качества формирования каждой государственной программы и оценку эффективности ее реализации. Результаты такого аудита должны учитываться при формировании параметров финансового обеспечения государственных программ на дальнейшую перспективу.
В рамках решения задачи бюджетной политики, касающейся повышения эффективности оказания государственных услуг (работ), будет продолжена работа по созданию стимулов для более рационального и экономного использования бюджетных средств. Данную задачу органам исполнительной власти Ставропольского края необходимо решить:

посредством оптимизации структуры бюджетной сети за счет преобразования в иную организационно-правовую форму государственных учреждений Ставропольского края (далее - государственных учреждений края), оказывающих услуги исключительно в интересах органов государственной власти Ставропольского и в основном на платной основе;
путем приведения ведомственных перечней государственных услуг (работ), оказываемых государственными учреждениями края, в соответствие с законодательством Российской Федерации о разграничении полномочий между публично-правовыми образованиями (при этом государственные работы, стоимость которых возможно определить на основе нормативных затрат, должны быть переквалифицированы в государственные услуги, а государственные работы, стоимость которых невозможно определить на основе нормативных затрат, должны осуществляться на условиях аутсорсинга);
путем определения нормативов затрат на оказание государственных услуг (работ), рассчитанных с учетом общих требований, определенных федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, учитывающих натуральные нормы затрат ресурсов на их оказание (выполнение) и корректирующих коэффициентов к ним.
Улучшению качества оказания государственных услуг (работ) будет способствовать повышение конкуренции среди юридических лиц, в том числе государственных учреждений края, участвующих в оказании государственных услуг (работ).
Важное место в повышении эффективности расходов краевого бюджета занимает обеспечение высокого качества финансового менеджмента главных распорядителей средств краевого бюджета.
Расширить состав участников мониторинга качества финансового менеджмента за счет других участников сектора государственного управления.
При этом предлагается усилить персональную ответственность руководителей органов государственной власти Ставропольского края и государственных учреждений края за низкие показатели финансовой дисциплины.
Будет продолжено развитие внутреннего государственного финансового контроля. В дальнейшем при организации деятельности органов государственного финансового контроля акцент должен быть смещен в сторону контроля за результатами использования средств краевого бюджета.
Эффективная работа современной системы внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита позволит обеспечить более полный, своевременный (прежде всего, предварительный) контроль внутренних бюджетных процедур, а следовательно, существенно улучшить финансовую дисциплину органов государственной власти Ставропольского края.
В целях обеспечения прозрачности и открытости использования государственных финансов будет продолжена регулярная публикация "Бюджета для граждан" к проекту закона о краевом бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Повысить информированность населения Ставропольского края в вопросах формирования и исполнения краевого бюджета позволит реализация мероприятий краевой программы "Повышение уровня финансовой грамотности населения Ставропольского края и развитие финансового образования в Ставропольском крае на 2014 - 2016 годы", утвержденной постановлением Правительства Ставропольского края от 29 декабря 2014 г. № 559-п.
Отдельный вклад в обеспечение устойчивости бюджетной системы Ставропольского края должен внести впервые разрабатываемый бюджетный прогноз Ставропольского края на период до 2028 года. Данный документ будет нацелен на поддержание устойчивости функционирования бюджетной системы Ставропольского края, формирование необходимых финансовых резервов и механизмов управления рисками и определение предельных объемов ("потолков") расходов на реализацию государственных программ.

III. Основные направления бюджетной политики

На этапе планирования краевого бюджета (обоснования бюджетных ассигнований) главным распорядителям средств краевого бюджета необходимо учитывать следующие подходы:
1. Уточнение принципа нуждаемости и повышение адресности предоставления отдельным категориям граждан мер социальной поддержки, что предполагает:
назначение отдельных мер социальной поддержки с учетом критериев нуждаемости;
введение дополнительных требований к получателям мер социальной поддержки;
изменение видов, форм предоставления или назначения отдельных мер социальной поддержки.
2. Начисление взносов на обязательное медицинское страхование (далее - ОМС) неработающего населения, уплачиваемых в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования страхователями для неработающих граждан, в 2016 году будет осуществляться исходя из размера тарифа страхового взноса на ОМС неработающего населения - 18864,6 рубля с учетом коэффициента дифференциации и коэффициента удорожания стоимости медицинских услуг, установленных федеральным законом о бюджете Федерального фонда ОМС на соответствующий финансовый год и плановый период.
В 2017 - 2018 годах размер тарифа страхового взноса на ОМС неработающего населения планируется проиндексировать исходя из уровня инфляции (4,5 процента и 4 процента соответственно годам).
При этом в 2016 году и плановом периоде 2017 и 2018 годов планируется проведение мероприятий по оптимизации объемов страховых взносов на ОМС неработающего населения, перечисляемых из краевого бюджета в бюджет Федерального фонда ОМС.
3. Финансовое обеспечение принятых решений по повышению оплаты труда отдельных категорий работников бюджетного сектора экономики, предусмотренных указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 1 июня 2012 года № 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" и от 28 декабря 2012 года № 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В течение 2013 - 2014 годов Ставропольский край достигал плановых значений показателей средней заработной платы отдельных категорий работников, установленных федеральными и региональными "дорожными картами" в разных сферах деятельности, а по некоторым и превышал их. Это позволило повысить оплату труда более 85 тыс. работников бюджетного сектора экономики.
Расходы на повышение оплаты труда отдельных категорий работников государственных учреждений края будут скорректированы с учетом:
средней численности работников соответствующей категории персонала в государственных учреждениях края социальной сферы по итогам федерального статистического наблюдения в сфере оплаты труда отдельных категорий работников за 2014 год;
достигнутого значения средней заработной платы в Ставропольском крае в 2014 году и прогнозируемого на 2016 год размера средней заработной платы в Ставропольском крае в размере 22650,0 рубля, на 2017 год - 23669,0 рубля, на 2018 год - 24616,0 рубля;
проведения мероприятий, направленных на повышение производительности труда в бюджетном секторе экономики, реорганизации неэффективных государственных учреждений края и сокращения неэффективных расходов краевого бюджета;
привлечения на эти цели средств за счет доходов от оказания платных услуг и компенсации затрат государства, доходов от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной собственности Ставропольского края.
4. На развитие сети региональных и местных автомобильных дорог будут направлены средства дорожного фонда Ставропольского края (далее - дорожный фонд), сформированного из реалистичных прогнозов поступлений доходов в краевой бюджет, которые являются источниками формирования дорожного фонда.
В 2016 году предполагается направление межбюджетных трансфертов из федерального бюджета для сохранения объемов бюджетных ассигнований дорожных фондов на уровне 2015 года. При этом бюджетные ассигнования дорожных фондов за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета будут направлены на выполнение задачи, связанной с удвоением объемов строительства (реконструкции) автомобильных дорог в 2013 - 2022 годах по сравнению с предыдущим десятилетием.
5. При осуществлении бюджетных инвестиций в объекты государственной собственности Ставропольского края в рамках реализации краевой адресной инвестиционной программы на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов главным фактором осуществления будет служить оценка эффективности их использования.
С привлечением средств из федерального бюджета в 2016 году планируется продолжить:
строительство в городе Ставрополе перинатального центра и поликлиники в юго-западном районе города Ставрополя;
укрепление в Ставропольском крае берегов рек, необходимое для устранения паводковой опасности;
строительство объектов общеобразовательных организаций Ставропольского края.
В целях оптимизации расходов краевого бюджета на осуществление капитальных вложений в объекты государственной собственности Ставропольского края представляется целесообразным:
при принятии решения об осуществлении капитальных вложений предусматривать бюджетные ассигнования на текущий финансовый год и плановый период на объект капитального строительства государственной собственности Ставропольского края в объеме, необходимом для завершения его строительством;
планировать бюджетные ассигнования на текущий финансовый год на осуществление капитальных вложений в объекты государственной собственности Ставропольского края, необходимые на осуществление их строительства, только при наличии утвержденной проектной документации, прошедшей государственную экспертизу;
не предусматривать дополнительные бюджетные ассигнования на осуществление капитальных вложений в объекты государственной собственности Ставропольского края во второй половине текущего финансового года.
6. Предусматривать в расходах краевого бюджета:
наиболее эффективные формы государственной поддержки на развитие малого и среднего предпринимательства в Ставропольском крае;
мероприятия по улучшению инвестиционного климата в Ставропольском крае.

IV. Бюджетная политика в сфере межбюджетных отношений

Бюджетная политика в сфере межбюджетных отношений в 2016 - 2018 годах будет направлена на решение следующих задач:
обеспечение сбалансированности бюджетов муниципальных образований Ставропольского края (далее соответственно - местный бюджет, муниципальное образование края);
включение распределения субсидий, предоставляемых местным бюджетам из краевого бюджета, в закон о краевом бюджете на очередной финансовый год и плановый период;
повышение эффективности предоставления местным бюджетам целевых межбюджетных трансфертов.
Объем межбюджетных трансфертов из краевого бюджета местным бюджетам будет формироваться исходя из прогноза расходных обязательств муниципальных образований края с учетом решения следующих задач:
повышение оплаты труда отдельных категорий работников бюджетного сектора экономики в соответствии с указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 1 июня 2012 года № 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" и от 28 декабря 2012 года № 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и установленными федеральными и региональными "дорожными картами" в разных сферах деятельности;
завершение в 2017 году в муниципальных образованиях края мероприятий, направленных на ликвидацию аварийного жилья, признанного таковым по состоянию на 01 января 2012 года, реализация которых осуществляется за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства;
содержание и обеспечение деятельности введенных в эксплуатацию объектов социально-культурного назначения.
Оказание финансовой поддержки за счет средств краевого бюджета местным бюджетам будет продолжено путем предоставления дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности и на обеспечение сбалансированности местных бюджетов.
В 2017 - 2018 годах распределение дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований края будет произведено с учетом ежегодного формирования не распределенного между муниципальными образованиями края объема дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований края в размере 20 процентов общего объема указанных дотаций.
Предполагается предоставление субсидий местным бюджетам на решение вопросов местного значения в рамках реализации 10 государственных программ. Поэтому важным направлением бюджетной политики в сфере межбюджетных отношений в Ставропольском крае является повышение эффективности и результативности использования субсидий муниципальными образованиями края. Это может быть реализовано путем:
усиления ответственности органов государственной власти Ставропольского края за несвоевременное распределение и доведение субсидий муниципальным образованиям края;
усиления мер ответственности муниципальных образований края за неисполнение ими условий предоставления субсидий путем полного или частичного возврата субсидий муниципальными образованиями края в краевой бюджет.
Одним из направлений повышения эффективности расходования субсидий может стать изменение подходов к использованию остатков субсидий, не использованных органами местного самоуправления муниципальных образований края по состоянию на 01 января года, следующего за годом их предоставления (далее - остатки субсидий). Планируется внести изменение в Порядок формирования, предоставления и распределения субсидий из бюджета Ставропольского края бюджетам муниципальных образований Ставропольского края, утвержденный постановлением Правительства Ставропольского края от 19 мая 2009 г. № 133-п "О формировании, предоставлении и распределении субсидий из бюджета Ставропольского края бюджетам муниципальных образований Ставропольского края", предусматривающее, что главными администраторами доходов краевого бюджета от возврата остатков субсидий может приниматься решение о наличии потребности в них:
в отношении субсидий, предоставляемых на софинансирование объектов капитального строительства муниципальной собственности муниципальных образований края и (или) приобретение объектов недвижимого имущества в муниципальную собственность муниципальных образований края, - в случае их предоставления в отчетном финансовом году, а также в году, предшествующем отчетному финансовому году;
в отношении субсидий, предоставляемых на иные цели, - только в случае их предоставления в отчетном финансовом году. Решение о наличии потребности в остатках субсидий может быть принято главными администраторами доходов краевого бюджета от возврата остатков субсидий только при условии наличия подтверждающих документов, являющихся основанием возникновения обязательства муниципального образования края по финансовому обеспечению мероприятий за счет средств субсидии (например, муниципальные контракты).
Необходимым условием успешной реализации задач бюджетной политики является согласованная работа всех органов исполнительной власти Ставропольского края.


------------------------------------------------------------------